Погром на нашей улице

<z>Обычный цирк в рабочем квартале</z>
Если быть точным, то не появились, а возродились. Принято считать, что в застойные и перестроечные времена столк-новений на национальной почве в Питере не было. Это не так. Впрочем, все по порядку.
Во времена, когда гласность уже появилась, а власти ругать было еще нельзя, одной из любимых тем журналистов были так называемые «неформалы». Описывая красочных, но малочисленных хиппи и панков, тогдашние акулы пера проглядели самое крупное и своеобразное молодежное движение – тех, кого называли «гопниками». Это были отнюдь не просто тупые и ограниченные дебилы, которые «мешают нам жить». Это было отношение к жизни. Все канонические атрибуты – резиновые сапоги, надвинутая на глаза шапочка-»петушок», нарочито «дебильная» манера поведения – были такими же клановыми символами, как длинные волосы у хиппи или «ирокезы» у панков. И дураками-то как раз многие из них не были. При желании могли вести себя вполне по-человечески. Дело, повторимся, в отношении к жизни. По психологии эти ребята более всего походили на первое поколение английских панков, чьим лозунгом было «Нет будущего!». В основном гопниками становились жители «спальных районов», учащиеся ПТУ, которые ощущали себя людьми второго сорта. Перспективой, как они полагали, было провести всю жизнь среди ободранных стен «спальных районов», вкалывая на заводе. И в чем-то они были правы. Так, например, на огромном пространстве Комендантского аэродрома не было ни одного культурного учреждения. Поневоле, обитая в подобных местах, придешь к мысли, что живешь в гетто.
Основным развлечением гопников, кроме вандализма и пьянок, являлись массовые драки «район на район». К примеру, на северо-востоке города две группировки, состоящие из обитателей разных частей Гражданки – «ГДР» и «ФРГ» – регулярно сходились для разборок к Муринскому ручью. Иногда количество «бойцов» достигало нескольких сотен.
Однако лупить друг другу морды в конце концов надоедает. Нужен более конкретный враг. А еще лучше – такой, борьба с которым имела бы некоторое моральное обоснование. И ребята с северо-востока Питера его нашли. В тех местах находилось достаточно много общежитий вьетнамских рабочих. Жители этой «братской социалистической страны», как известно, отправляясь на родину, скупали чуть ли не целые хозяйственные магазины, волоча во Вьетнам сковородки, электрочайники и прочую утварь. Поэтому была сформулирована простая, как мычание, идея: «Понаехало тут всяких, все скупили, а у нас самих в магазинах ничего нет!»
И пошло-поехало. «Охота на желтых» стала любимым времяпровождением тамошней молодежи. Вскоре вьетнамцы могли передвигаться по окрестностям только большими группами. Периодически, собравшись большими стаями, на удивление хорошо организованными, молодые люди отправлялись громить вьетнамские общежития. Автору этих строк довелось весной 1985 года наблюдать одну из таких «милых забав». Более всего со стороны это походило на взятие Батыем Рязани...
Те времена были менее жестокие, нежели нынешние, поэтому до тяжелых травм, а уж тем более до смертоубийства, дело не доходило – все ограничивалось заурядным мордобоем. Соответственно, и власти реагировали на уровне местных отделений милиции. Кого-то из «борцов с пришельцами» отлавливали и сажали, но все продолжалось по-прежнему.
Неизвестно, куда эти забавы в конце концов привели бы, но грянула перестройка. Бывшие уличные бойцы подались кто в коммерцию, кто в бандит-ские структуры, где стали махать кулаками исключительно за деньги. Время уличных группировок закончилось. Как оказалось, не навсегда.
<z>Головы бритые, кулаки налитые</z>
Если смотреть различные сегодняшние молодежные телепередачи и издания, то можно подумать, что все юное поколение состоит из жизнерадостных бодрячков, мечтающих о карьере и полагающих, что «лучше танцевать, чем воевать». Понятное дело, это не так. В дебрях все тех же «спальных» районов обитает совсем другая молодежь. Она не ходит в модные клубы, у нее другие интересы.
Когда первый постреформенный угар рассеялся, выяснилось, что мест в ларьках и в сплоченных бандитских рядах на всех не хватает. Подросло новое поколение, которое, как и их предшественники, ощутило, что в этом мире места для него нет. Только вот контрасты стали на много порядков резче. От обиды и безысходности хотелось бить и крушить всех и все вокруг. И крушили. Середина 90-х отмечена невиданным взлетом «бессмысленного и беспощадного» вандализма и насилия. Вскоре нашлась и более целенаправленная форма приложения сил. Ею стало движение скинхедов. У него имеется и четкая идеология, и продуманная атрибутика – словом, все, что требуется. Не говоря уж о негласной моральной поддержке окружающих. Сегодня призывы бить выходцев с Кавказа встречают поддержку широких масс. Характерно, кстати, что основными центрами нового поветрия стали районы, известные в прошлом как «заповедники гопников» – Гражданка, Купчино, Невский район. Их обитатели начали усиленно качать мышцы, готовясь подняться на борьбу с «инородцами». Некоторое время дело обходилось мелкими стычками, которые не выделялись на пестром фоне городской уголовной хроники. Ну избил кто-то, ну сел (или не сел) за это за решетку... Случается.
Первое крупное столкновение произошло летом прошлого года неподалеку от метро «Ломоносовская». Начавшаяся из-за пустяка ссора переросла в драку нескольких десятков молодых людей, ядро которых составляли скинхеды, с таким же количеством азербайджанцев. Тогда дело окончилось тремя серьезно пострадавшими. Но сам факт свидетельствует, что порох в скинхедовских пороховницах имеется. И желания действовать – более чем достаточно.
<z>Ждите погрома!</z>
То, что никаких крупных беспорядков на этнической почве в Северной Пальмире до сих пор еще не было, объясняется отнюдь не миролюбием нашей молодежи. Просто до сих пор скинхедовское движение разделено на несколько группировок, которые находятся друг с другом в довольно сложных отношениях. Однако в последнее время, по имеющимся сведениям, предпринимаются активные попытки к объединению. Лидеры у бритоголовых – ребята далеко не глупые. Так, к примеру, скинхедовская газета «Славянский вестник» (между прочим, официально зарегистрированная), активно агитирующая за «единство всех скинов», сделана на очень приличном профессиональном уровне. Это вам не корявый полуграмотный самиздат, характерный ранее для правых радикалов. Что, кстати, свидетельствует: под «объединительный проект» имеются деньги. А это уже немало.
Если такое объединение состоится, то полторы-две тысячи крутых, жаждущих действия парней (а именно столько в городе бритоголовых) потребуют большого дела. И оно, уж конечно, найдется. Так что, вполне возможно, будет и на нашей улице погром.