Разборки на пути к нирване

<z>Хроника одного налета</z>
24 ноября сего года около полудня группа, состоящая из тридцати человек, в основном бурят типично «братковского» вида, вломилась в здание буддийского дацана, что на Приморском проспекте, 91, и для начала избила человека, открывшего им дверь. После чего нападающие ринулись внутрь здания, сметая все на своем пути. Двум девушкам, не успевшим увернуться, нанесли тяжелые травмы. После чего присутствующим было предложено убираться, пока целы. По словам членов общины, вели себя непрошеные гости исключительно по-хамски, обрезали телефонные провода и вообще всячески демонстрировали, кто здесь самый крутой. В колонне нападавших был замечен бывший настоятель дацана господин Бадмаев, уволенный несколько лет назад с этой должности за разные некрасивые махинации. Впрочем, к его личности мы еще вернемся. Наведя хорошо организованный хаос, налетчики заперлись в кабинете, где хранились документы, и, судя по всему, собирались осесть там надолго.
Не вышло. Кому-то из членов общины удалось вызвать милицию. Через полтора часа после начала событий на место происшествия прибыл наряд. При виде бравых ребят с автоматами крутость налетчиков испарилась. Они начали сбивчиво объяснять, что выиграли судебный процесс, в результате которого храм теперь принадлежит им. Правда, никаких документов, подтверждающих их право вламываться в святое место и вести себя подобным образом, они предъявить не смогли. Когда подъехал еще и наряд вневедомственной охраны, налетчики сочли за лучшее очистить помещение и убраться куда подальше. С этой поры дацан напоминает осажденную крепость. Посторонних в это ранее открытое для всех место не пускают. Внутри круглые сутки находятся члены общины, опасающиеся повторения налета.
<z>Буддисты против буддистов</z>
Стоит рассказать о предмете конфликта. Буддийский дацан был возведен в 1912 году по проекту архитектора Кречинского по инициативе буддистов, проживающих в Петербурге, – бурят, монголов, калмыков, тувинцев. В сборе средств на постройку принимала участие и русская интеллигенция. Это самый северный буддийский храм в мире. Кроме того, дацан – памятник архитектуры федерального масштаба.
В 90-х годах храм, являющийся государственной собственностью, был передан петербургской общине. Сперва все шло чинно мирно, но потом одна за другой последовали неприятности. Началось все с уже упоминавшегося господина Бадмаева. Против этого духовного учителя было возбуждено уголовное дело. По версии следствия, которое сейчас близко к завершению, настоятель с помощью некоторых чиновников из КГИОП занимался тем, что приворовывал деньги, выделяемые государством на ремонт храма. Суммы называются весьма впечатляющие. В конце концов опомнившиеся члены общины послали гуру куда подальше. Как оказалось, далеко он не ушел...
На храм стал претендовать глава священнослужителей Бурятии хамбо-лама Дамба Аюшеев, объявивший себя главным буддистом России. По его мнению, петербург-ские буддисты – «ненастоящие». Поэтому Аюшеев решил, что лучше устроить в дацане свою северную резиденцию.
Здесь необходимо пояснение. Буддизм – религия своеобразная. В ней нет жесткой иерархии, характерной для христианства или ислама. Поэтому с точки зрения буддизма такие претензии выглядят весьма странными. Тем более что калмыки и тувинцы, у которых эта религия, как и у бурятов, традиционная, к претензиям Аюшеева относятся без особого восторга. Так или иначе, но началось долгое и нудное судебное разбирательство. В конце концов победа осталась за господином Аюшеевым. По некоторым сведениям, решающую роль в этом сыграла поддержка московских коммерческих структур, связанных с Иосифом Кобзоном. Поговаривают, что народный певец-бизнесмен (будучи депутатом от одного из бурятских избирательных округов) весьма заинтересован в дружбе с обер-буддистом всея Руси.
21 ноября завершился последний суд. Однако члены питерской общины вынесли протест. Тяжба начала выходить на новый виток. Видимо, устав от разбирательств, сторонники «бурятского буддизма» решили разрубить гордиев узел бандитскими методами. Странновато, в общем, для представителей древней мудрой религии, осуждающей насилие. Особенно если учесть, что налетом руководил находящийся под следствием господин Бадмаев. И еще. Буддизм запрещает лгать. А «бурятские буддисты» занимаются этим направо и налево. Так, к примеру, оправдывая свои действия, они заявили средствам массовой информации, что исполнительный лист, позволяющий им занять отсуженное помещение, они забыли дома. Между тем из справки, выданной Приморским отделением службы судебных приставов, следует, что никаких документов в отношении буддийской общины не выписывалось. Интересный получается буддизм...
<z>Если спуститься на землю</z>
Не наше дело спорить о тонкостях той или иной религии. На это есть многомудрые ламы – пускай они и разбираются, какие буддисты настоящие, а какие – не очень. Однако если спуститься с небес на землю, то картина взору открывается своеобразная. Как уже говорилось, дацан – здание, представляющее как огромную культурную, так и материальную ценность. Внутри сосредоточено множество не менее значимых предметов искусства. Государство регулярно выделяет деньги на реставрационные работы. Мало того. Храм претендует на пока не принадлежащий ему кусок земли, на котором находится большой жилой дом, а сам участок расположен в престижнейшем месте. Так что буддизм буддизмом, а на деле выходит, что спор идет о земном и материальном.
Интересы противоборствующих групп направлены в разные стороны. Сторонники Аюшеева ориентируются на Бурятию, где данный господин большой человек не только в духовном плане. У питерцев интерес другой. К ним ездят многочисленные гости из разных стран – Вьетнама, Лаоса, а также представители «западного буддизма» из Европы и Америки. Рассудим с долей здорового цинизма – что выгоднее городу? Если храм достанется бурятам, Питер окажется у разбитого корыта. Останется у местных буддистов – у города сохранится весьма прибыльный объект религиозного туризма. Ведь гости, приехавшие поглядеть на самый северный дацан, живут в питерских отелях и кушают в городских ресторанах. А среди западных поклонников Будды много весьма состоятельных господ...
И еще. Представители «бурятской» стороны пока что проявили себя только махинациями с казенными средствами и бандитским налетом на конкурентов. Что же касается «местных», то они пользуются в городе заслуженно хорошей репутацией. К примеру, буддийская община совместно с православной церковью и представителями мусульманского духовенства неоднократно выступала против засилья тоталитарных сект. Сегодня дацан открыт для любого желающего. А как будет с приходом Аюшеева – неизвестно. Будем надеяться, что высшие судебные инстанции проявят мудрость и не отдадут уникальное произведение искусства в руки людей, которые своим поведением уже продемонстрировали, что до святости им – как до Луны.