Спокойствие, только спокойствие

<z>Из рук в руки</z>
Экономика – штука сложная и противоречивая. Казалось бы, АО «Ленэнерго» – имя русское, даже – советское. То бишь свое до мозга костей. А на самом деле капитал компании в немалой степени – иностранный. Об этом энергетики стараются упоминать как можно реже. А как же иначе? Какой россиянин нормально воспримет новость, что, по сути, иностранная компания отключает свет в больницах и воинских частях, тем самым влияя на наше здоровье и обороноспособность страны. Но бывают моменты, когда плач по иностранным инвесторам энергетики почитают за благо.
Дело тут вот в чем. До недавнего времени порядочное количество акций Ленэнерго имели немцы и финны. Около полумесяца назад иностранцы ударили по рукам и устроили небольшой «change». То есть обмен. Финский концерн Fortum приобрел у немецкой компании E.ON Energie 9,29% акций Ленэнерго. Теперь его доля составляет почти 16%, и после РАО ЕЭС финны становятся вторым по величине держателем акций АО «Ленэнерго». А значит, «имеют право на многое». Впрочем, нам-то, простым потребителям, что от этого? Лишь бы лампочка светила да батареи грели всегда…
Однако самим энергетикам такая рокировка пришлась явно не по душе. Но вот использовать ситуацию для своего блага они решили несколько своеобразно. Ссориться с «капиталистами», понятное дело, не захотели, а свалили все с одной головы на другую. По мнению Ленэнерго, E.ON продал свои акции «от страха 17-го года», угрозу какового немцы усмотрели в исковом заявлении Администрации Санкт-Петербурга о незаконности приватизации энергосетей. В общем, все опять свели к застарелому конфликту Ленэнерго – Администрация. Ну и, понятное дело, когда дерутся паны, чубы у холопов не трещать не могут. И тут же появилась информация, что уход немцев грозит срывом реконструкции ТЭЦ №5.
<z>Отдам по сходной цене</z>
При ближайшем рассмотрении оказывается, что у иностранцев свои «шашни». Fortum – второе по величине энергетическое предприятие Скандинавии, имеющее 1,8 млн. клиентов в таких странах, как Швеция, Финляндия, Эстония.
E.ON Energie в течение многих месяцев вел затяжную борьбу в Совете Европы и в антимонопольных структурах Общего рынка за возможность слияния с другим энергетическим монстром – ведущей немецкой газовой компанией концерном Ruhrgas. Информация о возможности такого союза появлялась в СМИ еще в позапрошлом году. А в числе сил, активно противодействовавших такому слиянию, был именно финский концерн Fortum, справедливо опасавшийся усиления позиций европейского конкурента.
Судя по всему, высокие договаривающиеся стороны пришли к консенсусу. Согласно договоренности, Fortum получает акции E.ON в энергетических активах в Норвегии и России и продает ряд собственных активов в Германии и Швеции немцам. Чтобы сбалансировать стоимость сделки, Fortum заплатит E.ON 150 млн. евро. Fortum также обязуется впредь не препятствовать слиянию E.ON и Ruhrgas. Несомненно, что пакет акций АО «Ленэнерго» – часть отступных, которые немцы заплатили за право слияния. Вот бы у кого нашим энергетикам научиться мирно делить сферы влияния.
Так что едва ли в E.ON Energie организовали скоропалительную сделку с акциями АО «Ленэнерго» единственно из-за угрозы иска КУГИ к местной энергокомпании. Напомним, что информация об исках появилась за месяц до продажи этого пакета акций, а сами иски поданы в конце декабря.
<z>Светлый праздник</z>
Во всем нужно искать плюс. Допустим, приход финских «лесорубов» для питерских обывателей положителен хотя бы тем, что «покрупневший» акционер станет определенным препятствием для дополнительного расходования денежных средств АО «Ленэнерго» на непроизводственную деятельность. Чего стоит хотя бы участие энергокомпании в праздновании юбилея города. В честь трехсотлетия Ленэнерго объявило о намерении потратить на подсветку города 2,6 млн. долларов. За день до подписания с городом спонсорского договора АО занимает у банка «ИБГ НИКойл» 250 млн. руб. сроком на полгода. Совпадение? Возможно. Но представляется маловероятным, чтобы финнов не интересовали такие совпадения.
Мало кто усомнится в том, что все непроизводственные расходы АО «Ленэнерго» перекладывает на чужие плечи. А это, в свою очередь, может привести к «перегреву» рынка и снижает конечную прибыль акционеров и инвесторов.
<z>А минус в чём?</z>
Вероятно Fortum интересуют не сами акции АО «Ленэнерго», которые стоят сегодня столько же, сколько и три года назад. Основной интерес – производство на сопредельной территории дешевой, по европейским меркам, электроэнергии и продажа ее в Скандинавии и Эстонии. Учитывая недавнее решение Норвегии отказаться от производства энергии на АЭС, заместив этот объем импортом, такое развитие событий представляется для концерна Fortum сверхвыгодным.
Оборот концерна в Финляндии и Швеции достигает по данным из Интернета 11500 МВт. Ленэнерго же, только за 9 месяцев прошлого года, выработало 11717 МВт.
Наивно было бы видеть в лице финских акционеров гуманных благодушных инвесторов, озабоченных исключительно процветанием Санкт-Петербурга. Акценты в стратегии АО «Ленэнерго», несомненно, перераспределятся в соответствии с изменениями в составе акционерного капитала. В отличие от далекой Германии, Финляндия имеет с зоной ответственности АО «Ленэнерго» общую границу. При существующей разнице в ценах на внешнем и внутреннем рынках, рост экспорта в Финляндию и Эстонию неизбежен. Это полностью соответствует интересам АО «Ленэнерго» и Fortum, что теперь в значительной степени – одно и то же.
И все это при том, что в Санкт-Петербурге дефицит мощности в час прохождения максимальной нагрузки – около 1400 МВт. Достаточно вспомнить
вынужденную романтику встречи Нового года многими петербуржцами при свечах.
<z>По совместительству</z>
Примечательно, что «горячие» финские энергетики уже имеют богатый и разнообразный опыт взаимодействия с АО «Ленэнерго».
Так, в 1991 г. было создано ЗАО «ЛЭИВО». Его акционеры – Ленэнерго (50% акций) и финский энергетический концерн Fortum (50% акций). ЛЭИВО предлагает услуги коммутируемого доступа в Интернет для владельцев ее телефонных линий, а также, через коммерческих представителей, сторонним клиентам. ЛЭИВО продвигает услуги доступа в Интернет по выделенным каналам, и сдает в аренду каналы доступа в Интернет другим провайдерам. Физически ядро компании, как и центр обмена IP-траффиком, располагаются в здании АО «Ленэнерго» на Марсовом поле.
В прошлом году выездной совет директоров АО «Ленэнерго» по итогам первого полугодия проходил в Финляндии. Инициатором проведения выездной работы Совета была Компания Fortum Power And Heat Oy, в головном офисе которой в Хельсинки и проходило заседание.
По неофициальным сведениям и переговоры, на которых были приняты важнейшие решения о приватизации АО «Ленэнерго», проходили в свое время в Стране тысячи озер. Именно по этим решениям и возникли вопросы у КУГИ и прокуратуры в плане их соответствия закону.
Теперь финны должны будут дожидаться решения судов, которых, судя по всему, будет немало, относительно не столько судьбы акционерного общества «Ленэнерго», сколько собственности, которой оно располагает. По мнениям экспертов, КУГИ сможет доказать свои права на определенное число объектов, которые были «приватизированы» с общими для того времени нарушениями.
P. S. Скорее всего, АО «Ленэнерго» все так же связывает уход E.ON Energie из числа держателей акций компании со свертыванием планов модернизации ТЭЦ-5. Но, если верить словам одного из руководителей АО «Ленэнерго» Кузьминова, «при строительстве второй очереди ТЭЦ-5 возможно привлечение западных инвестиций. В частности, интерес к проекту проявляла энергетическая компания Fortum». Так эта компания никуда и не делась, а наоборот – упрочила свои позиции. В чем же угроза реконструкции ТЭЦ-5? Или это попросту отвлекающий маневр?
<z>Лариса Семенова, руководитель службы по связям с общественностью АО «Ленэнерго»</z>
Действительно, информацию о продаже принадлежащего EON пакета акций энергокомпании поначалу многие связали с попыткой Администрации Петербурга пересмотреть итоги приватизации в городе. Естественно, аналитики тут же поспешили поставить под сомнение реализацию проекта по строительству ТЭЦ-5. Возник закономерный вопрос: захочет ли кто-то вкладывать средства в компанию, которую городские власти решили «разобрать по кусочкам»?! Однако заключение юристов Ленэнерго о несостоятельности претензий Администрации, поддержка компании со стороны крупнейших инвестиционных фондов и подтверждение ЕБРР твердости своих намерений продолжить работу с Ленэнерго, полностью опровергли слухи о том, что сделка между EON и Fortum может негативно сказаться на развитии энергосистемы. На состоявшемся 19 февраля очередном заседании Совета директоров АО «Ленэнерго» и прошедшей после него пресс-конференции, руководство компании еще раз подтвердило, что строительство ТЭЦ-5 будет для энергокомпании главным проектом в 2003 году. И мы уверены, что работы на объекте будут завершены в установленные сроки.
Что касается увеличения пакета акций, которыми владеет Fortum, то Ленэнерго рассматривает этот процесс как крайне положительный с точки зрения инвестиционной привлекательности Петербурга. При этом усиление позиций финской компании никоим образом не скажется на объемах экспорта электроэнергии. Во-первых, объем электроэнергии, поставляемой Ленэнерго в Финляндию, определяется договором и составляет 300 МВт в год. И кардинально увеличить объем экспорта невозможно, даже если какая-то из сторон этого захочет. Технические возможности Светогорской ГЭС, обеспечивающей экспортные поставки электроэнергии и высоковольтных линий по которым электроэнергия поступает в Финляндию, не позволяют этого сделать.
Помимо юридических и технических препятствий существует еще экономический аспект. Продавать электричество на внутреннем рынке сегодня выгоднее, чем экспортировать его. Вряд ли Fortum, один из основных акционеров Ленэнерго, станет предпринимать действия, которые могут снизить экономический потенциал компании.
Кстати, на состоявшейся в феврале нынешнего года пресс-конференции представитель Fortum Power and Heat Oy в Совете директоров АО «Ленэнерго»Тимо Карттинен заявил, что расценивает участие Fortum в деятельности Ленэнерго исключительно как долгосрочные вложения, главная цель которых – обеспечить устойчивое развитие энергокомпании. Насколько нам известно, представители руководства E.ON Energie так же не отрицают возможность того, что вскоре немецкая компания возобновит участие в деятельности АО «Ленэнерго».