Виртуальная яма

<z>Рай для прогульщика</z>
Любому, даже самому прилежному школьнику иногда хочется прогулять пару-тройку уроков. Дело, конечно, с точки зрения родителей и педагогов, предосудительное, но по большому счету – вполне понятное. Только вот беда – перед прогульщиком встает вопрос: куда пойти. Речь, подчеркнем, не о хулигане-Вовочке. Он-то как раз найдет, чем поразвлечься. Разговор о хорошем подростке из достаточно благополучной семьи. Куда такому «мотальщику» податься? Бродить по улицам в нашем северном городе холодно. Кино нынче дорого. Дешевых морожениц тоже почти не осталось. И тут перед школьником возникает заведение с надписью «Компьютерный клуб». Здесь тепло и чисто. К тому же за малые деньги предлагают прекрасное развлечение. В самом деле, стоимость часа игры в разных клубах колеблется от 10 до 20 рублей. Мало того. Во многих подобных заведениях с 9 до 11 часов игровое время вообще бесплатное. Хозяева клубов знают, что делают. Любой, кто увлекался компьютерными «игрушками», знает – процесс похож на поедание семечек. В том смысле, что начать куда проще, нежели завершить. Так что халявной пары часов явно не хватит. Впрочем, владельцы клубов – ребята добрые. Корреспондент «Версии в Питере» обошел пару десятков заведений – и в половине ему поверили в долг.
В чем-то это похоже на торговлю наркотиками – там тоже на первых порах говорят «занесешь позже». А как же не занести – завтра-то тоже поиграть потянет.
<z>Тише, тише, едет крыша</z>
Сравнение компьютерных клубов с наркотиками отнюдь не случайно. Сего-дня многие психологи и психиатры всерьез говорят о том, что неумеренное увлечение играми вызывает психическое привыкание. Работники Невского РОНО вообще заявили, что «компьютерные игрушки превращают детей в сомнамбул». Может, в этом есть некоторый эмоциональный перехлест, но любом случае, когда дети сутками пропадают в этих самых в клубах, им уже явно не до учебы. Не говоря уже о спорте и прочем культурном досуге.
Да-да, именно сутками. Большинство этих заведений работают в режиме нон-стоп. Причем в ночное время действует система разнообразнейших скидок. Взрослые – ладно. Они имеют право выбирать себе развлечения по вкусу. Подростки – дело другое. Они, как известно, еще не слишком понимают, «что такое хорошо и что такое плохо». Вот и пропадают ночи напролет возле экранов мониторов.
Последствия этого очень тяжелые. Дело даже не в том, что учеба летит к чертям собачьим. Притупляется внимание. Подросток начинает вести себя, мягко говоря, неадекватно. Пропадает интерес к чему-либо, кроме новых «бродилок» и «стрелялок». То есть, говоря на современном жаргоне, у него элементарно «едет крыша». Подросток уже не может обойтись без «дозы» игры. В возрасте, в котором находятся большинство посетителей игровых клубов (7–14 лет), психические расстройства возникают очень легко. А вот разбираться с ними весьма непросто.
Вот что рассказала одна из мам: «Мой Сергей стал угрюмым, замкнутым. Ни о чем, кроме игр, говорить не может. Ни с кем из старых друзей не общается. Все интересы у него – вокруг этого самого клуба. Мы пробовали запретить ему ходить туда – он стал устраивать дикие истерики. Один раз я заперла его в комнате, так он попытался вылезти из окна (мы живем на втором этаже). Я даже провожала его в школу, но он все равно убегает с уроков...»
Самое страшное, что, как это обычно бывает, беду замечают, когда дело зашло уже очень далеко. В самом деле – ну ходит мальчик в компьютерный клуб. Так ведь не на дискотеку, не во дворе болтается. Авось, думают мама с папой, ребенок, поиграв, и компьютерной грамоте обучится…
Но это иллюзия. Как показывает опыт, тот, кто начал общение с машиной с игр, с огромным трудом начинает осваивать более серьезные программы. Он просто не воспринимает компьютер как рабочий инструмент – для него это игрушка. Недаром люди, имеющие отношение к компьютерам, обычно всячески стараются ограничить детям доступ к своим машинам. В результате взрослые спохватываются, когда увлечение превращается в болезнь.
<z>Плата за вход</z>
Как и любителя героина, подростка начинает волновать вопрос: где взять деньги? Не так уж много в Питере родителей, готовых выделять ежедневно своему отпрыску 150–200 рублей на балдение у компьютера. Теоретически, конечно, деньги можно заработать. Но игроманы редко на это способны. Педагоги отмечают тенденцию: в школах, расположенных рядом с игровыми клубами, начинают обильно пропадать вещи из гардеробов, а иногда и сумочки учителей. А родители замечают исчезновение вещей из дома… Знакомо, не правда ли? «Мальчик стал лживым и скрытным. Несколько раз попадался в школе на том, что воровал на физкультуре деньги у одноклассников. Сейчас стоит вопрос об исключении его из школы...» (из рассказа мамы).
Но и это не все. Краденые вещи надо где-то продавать. Что, конечно же, не добавляет любителю игр хороших знакомств. Кроме того, обстановка в клубах тоже весьма своеобразная. Здесь бывают, особенно по ночам, не только дети, но и взрослые дяди. Особенно там, где есть выход в Интернет. А эти самые дяди балуются кто пивком, а кто и кое-чем посерьезнее. В среде заядлых интернетчиков весьма распространены различные психостимуляторы, позволяющие не спать. В том числе и такие жутковатые вещи, как «винт». Есть сведения, что в некоторых клубах этим добром и приторговывают. Что уж говорить о таких мелочах, что многие так называемые «эротические игры» на самом деле являются вульгарной порнушкой. Конечно, работники клубов с пеной у рта уверяют, что подросткам они это добро не дают, но попробуй проверь. Существует множество способов сделать так, что при появлении нежелательных гостей на экране монитора вместо похабщины будет с помощью одного нажатия клавиши появляться мирная картинка. Да и «стрелялки», прямо скажем, не воспитывают добрые чувства. Особенно когда стирается граница между реальностью и заэкраньем. В прошлом году 14-летний американский подросток, большой поклонник «Периода полураспада» (крутая «стрелялка»), решил воплотить виртуальный мир в натуре и открыл огонь в кинотеатре. Итог – четыре трупа. Как выяснилось впоследствии, парень в своих действиях до мелочей повторял любимую игру…
Хозяева игровых клубов любят представлять свои заведения как альтернативу «тлетворному влиянию улицы». Может, оно, конечно, и так. Но слаще ли виртуальный хрен уличной редьки? Это, как говорится, еще большой вопрос…