Война миров

<z>Приграничное противостояние</z>
Если бы накануне владыка Псковский и Великолукский Евсевий не обратился к президенту России с категорическим требованием: запретить строительство храма иноверцев. Это злонамеренное действие, предпринятое представителями конкурирующей конфессии, по мнению высокого духовного лица, является ни чем иным, как «пощечиной всему нашему православному народу». Далее в послании (бумага аналогичного содержания была направлена губернатору области Евгению Михайлову) говорилось: «Воспользовавшись временем нашей нестабильности (?) демократическими законами (?!) католики совершили агрессию против Православной церкви и нашего народа. С разрешения светских властей, а именно администрации города Пскова, в его исторической части строится грандиозный по размерам католический костел. Убедительно просим Вашего вмешательства…»
Ему вторил и отец Иоанн, настоятель Троицкого кафедрального собора: «В городе не нужен второй собор Свято-католической Троицы».
Реакция президента на эти заявления пока неизвестна, но свое недоумение по поводу разгоревшегося конфликта уже высказал местный настоятель отец Кшыштоф Каролевский.
– Римско-католический приход в Пскове был основан еще в 1803 году – почти 200 лет назад – по Высочайшему повелению императора Александра I, – заявил он. – В настоящий момент в городе проживает всего 2 % католиков, а сам приход насчитывает 250 человек. Позиция псковского духовенства по поводу строительства костела вызывает недоумение, тем более что все формальности были соблюдены, а разрешающие документы подписаны еще 4 (!) года назад.
<z>Вера против экономики?</z>
Тем не менее сегодня, когда здание по сути дела возведено (осталась только крыша), владыка Евсевий организовывает настоящий крестовый поход против конкурентов. И не только на словах, но и на деле. В Вербное воскресенье, за неделю до католической Пасхи, около 30 человек собрались рядом со строительной площадкой будущего костела. Простояв на пронизывающем мартовском ветру около часа и исполнив православный акафист, они разошлись, пребывая в полной уверенности, что свершили благое дело.
К сожалению, участники акции совершенно не подозревают, что такое яростное сопротивление православной епархии ставит власти Пскова накануне его 1100-летия, которое будет праздноваться уже в следующем году, в более чем нелепое положение. Намеки относительно проявления веротерпимости некоторыми чересчур горячими головами воспринимаются не иначе как покушение на устои веры. Они и слышать не хотят о только-только начинающих зарождаться деловых и культурных связях с Польской республикой, свидетельством которых является недавнее подписание договора о сотрудничестве с Любушским воеводством. Его скрепил своим автографом губернатор области Евгений Михайлов. От себя добавим: если это сделано для «галочки», чтобы отметиться в президентском протоколе, тогда можно на самом деле махнуть рукой на противостояние конфессий. А если регион собирается развивать деловые отношения с нашим западным соседом, тогда совсем другое дело. И в этой связи не лишним будет вспомнить недавний договор об установлении партнерских взаимоотношений между Псковом и Белостоком. И невдомек тому же самому Евсевию, что именно отец Кшыштоф предпринял немало усилий для организации этого акта дружбы. Короче, хоругви развернуты, кинут клич – трепещи, супостат.
<z>Край многих религий</z>
Что же касается истинных причин такого неадекватного отношения к местным католикам, то викарий прихода Святой Троицы отец Владимир Тимошенко убежден, что это есть прямое следствие утверждения Тадеуша Кондрусевича католическим митрополитом. Плюс недавнее решение Ватикана об учреждении на территории России – в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске – католических епархий.
– Благодарение Богу, – продолжает он, – не все псковичи так неистовы в своей нетерпимости. О том, что на строительной площадке состоится демонстрация, мы узнали от самих православных прихожан, которые накануне ее проведения нам звонили и выражали сочувствие. Со многими из них я лично разговаривал по телефону. При этом незнакомые доброжелатели практически единодушно высказывали мысль о том, что такое поведение не красит ни саму Православную церковь, ни ее иерархов в лице владыки Евсевия.
Трудно сегодня сказать, чем закончится противостояние, возникшее, как считают в католической миссии, на пустом месте. Тем более что ее история на Псковской земле насчитывает, как уже было сказано, почти два века. До октябрьского переворота костелы действовали как в Пскове, так и в Великих Луках, а часовни, не боясь конкуренции, имели своих прихожан в Невеле и Себеже, Порхове и Опочке, других уездных центрах губернии. Более того, католический приход в начале ХIХ века ввиду его бедности получал прямую дотацию из государственной казны: 500 рублей год. Для того времени сумма немалая.
И это не считалось преступлением против истинной веры. Более того, политика царского правительства была более либеральной и веротерпимой. А исходила она из простого рассуждения. Все они – и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи – подданные Российской империи, которых она, империя, защищает, потому что… в «единстве наша сила». Да простится мне использование этого современного слогана на вечную тему.
И уж совсем кощунственными в этой связи выглядят угрозы некоторых ортодоксов о том, что если строительство костела возобновится, то он будет взорван истинными радетелями веры. Странно, что этими заявлениями не заинтересовались сотрудники спецслужб, призванных бороться с терроризмом. Для любителей «фейерверков» не лишним будет напомнить, что соответствующая статья в УК имеется.
Нельзя согласиться и с мнением других иерархов, которые утверждают, что «на родине Александра Невского не должно быть костелов». Если быть совсем последовательным, то в Великом Новгороде, в самом центре, буквально в 5 минутах ходьбы от Святой Софии открыт и действует католический костел Петра и Павла. Не лишнее замечание: по размерам не уступающий главному православному храму города.
Да что там католики… В конце прошлого года досталось от непримиримой епархии и так называемой церкви «Эммануил» (официально она называется «Христиане веры Евангельской, баптисты-пятидесятники»). К ее пастору Николаю Залуцкому даже приходили ребята крепкого телосложения. Представляясь якобы «истинными сынами православия», они недвусмысленно обещали пришельцам из «вонючей Америки» устроить судный день, если они не уберутся из города. А суть такого «неравнодушного» отношения к иноверцам заключалось в том, что община «Эммануил» имела неосторожность приобрести в собственное пользование дом на улице Красных партизан, 7, что в самом центре Пскова. Раньше там обитала какая-то фирма, но потом она разорилась, и здание долго пустовало. Наконец, нашлись покупатели, в качестве которых и выступили новые миссионеры. Может быть, и не было бы никакого конфликта, если бы не одно довольно пикантное обстоятельство: здание (надо сказать, достаточно ветхое) находится аккурат напротив местного епархиального училища. И это обстоятельство, по мнению православных ортодоксов, есть не что иное, как… происки самого сатаны. А чтобы этих самых «происков» избегнуть, к Николаю Залуцкому даже приходили некоторые весьма состоятельные предприниматели города и области, которые предлагали выкупить здание за любые деньги. Однако недавний кавалер медали ордена «За за-слуги перед Отечеством II степени» отказался, вполне справедливо рассудив: если у нас светское государство, то даже Православная церковь (несмотря на то, что наш президент имеет обыкновение креститься перед камерой) не имеет монополию на Иисуса Христа и его учение.
Конечно, можно было не заметить этот достаточно пикантный случай, если бы история с католиками, которая способна разрастись в серьезный, на этот раз международный, скандал. Трудно давать советы городским властям в этой ситуации. Разрешить продолжить строительство – значит навлечь на себя анафему.
Не разрешить – значит прекратить все международные связи мэрии, которая помимо чисто символических знаков дружбы дает и немалый финансовый доход в виде гуманитарной помощи. Как поступит городское начальство? Вопрос. Тем не менее если через год католический костел так и не откроется, то можно только представить, КАК вытянутся лица гостей многочисленных зарубежных городов-партнеров, которые приедут на празднование 1100-летия Пскова. Тут-то они и узнают об истинном (посконном и домотканом, а равно и кондовом) понимании термина «веротерпимости».
И последнее: в настоящее время в Белостоке ведется строительство пяти православных храмов. А всего их за-планировано 10.