На свободу – однозначно!

Согласно действующему закону, судебная власть лишена возможности принимать участие в формировании корпуса присяжных заседателей. Сделано это для того, чтобы среди присяжных не оказалось близких к судебной власти лиц.
Идем дальше. Городской суд, руководство которого подверглось незаслуженной критике, не является юридическим лицом. Поэтому финансировать процесс создания суда присяжных он попросту не может. Чтобы закончить с первым вопросом, сошлемся на закон «О судоустройстве», который вместе с Конституцией РФ призван регламентировать процесс создания судов присяжных.
Присяжными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, включенные в списки и призванные к участию в рассмотрении дела в суде. В законе оговаривается одна деталь: в списки не попадают лица, ранее не участвовавшие в выборах или во всенародном голосовании, если их фамилий не было в списках избирателей. И тот, кто по тем или иным причинам не был допущен к участию во всенародных выборах, не может быть присяжным. Ограничения касаются лиц, не достигших к моменту составления списков возраста 25 лет, имеющих неснятую или непогашенную судимость, признанных судом недееспособными полностью или частично.
Свою кандидатуру для участия в выборах предлагать не нужно. Районные администрации сами обязаны составить списки присяжных и представить их в администрацию города. И только потом в городской суд. В эти перечни не должны попасть престарелые (достигшие возраста 70 лет), руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, руководящий и оперативный состав МВД и ФСК, священнослужители.
Имена присяжных будут опубликованы в печати после того, как их заверят своими подписями главы районных администраций и губернатор. После чего суд посылает каждому присяжному заседателю анкету, состоящую из 3 разделов и 24 пунктов. Эта анкета должна дать самое полное представление о личности будущего участника процесса. Всего же для города потребуется двадцать пять тысяч присяжных заседателей.
Из приведенного закона видно, что роль судебной власти в формировании института суда присяжных если и не сводится к абсолютному нулю, то является весьма опосредованной.
Теперь о том, почему с момента вступления в законную силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ народные заседатели не утратят своей легитимности.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», только с 1 января 2004 года утратит силу Федеральный закон от 2 января 2000 года «О народных заседателях». До этого дня все дела, независимо от категории сложности, могут быть рассмотрены судьей единолично. А при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного им до начала судебных слушаний, участие в его судьбе примет не только судья, но и два народных заседателя. При этом народные заседатели до 1 января 2004 года (ст. 7 закона) будут пользоваться всеми правами судьи, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Так что слухи о том, что с 1 июля все вынесенные судами приговоры следует считать неправосудными, только лишний раз заставляют волноваться тех, кто содержится в изоляторах.
Начитавшись подобных измышлений, некоторые подсудимые станут всеми силами стараться затянуть процесс. С тем чтобы оглашение «неправосудного» приговора совпало по времени с вступлением в силу нового УПК. Не дав себе при этом труда задуматься, что, вводя в действие новый источник права, законодатель уже предусмотрел все возможные последствия.