Придорожные чекисты

Как говаривал в подобных ситуациях Карлсон: «Ерунда, дело-то житейское». Действительно, подобных случаев за один день в Северной столице происходит под сотню. То ли водитель «ауди», как утверждает противоположная сторона, проехал на запрещающий сигнал светофора и не дал «жигулям» завершить маневр, то ли водитель ВАЗа нарушил пункт 13.12 ПДД и не пропустил следовавшую навстречу машину. Кто здесь прав, а кто виноват – предстоит разобраться органам дознания.
Нас же в данной ситуации больше заинтересовали события, которые за вышеупомянутым ДТП последовали. Поскольку уж их-то «делом житейским» назвать, мягко говоря, трудно.
<z>А был ли мальчик?</z>
Началось все с того, что управлявший «жигулями» Константин Леонидович Ладик особого желания вызывать сотрудников ГИБДД не проявлял. Как вскоре выяснилось, ничего удивительного в этом не было. Дело в том, что господин Ладик еще 28 февраля сего года был лишен водительского удостоверения «за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения». В переводе с бюрократического языка на русский – за пьянку. То бишь управлял он автомобилем, не имея на то никаких прав, и в первую очередь – водительских.
Все время, прошедшее до прибытия вызванных таки владельцем «ауди» представителей автоинспекции, по словам очевидцев, Константин Леонидович провел в машине, даже не пытаясь найти свидетелей ДТП. Однако в написанном им в милиции объяснении свидетели происшествия присутствуют в полный рост со всеми необходимыми для этого данными. Логичным кажется вопрос: а откуда они взялись?
<z>Комментарий генерального директора независимой службы аварийных комиссаров «Креотон» Юрия Савчука.</z>
– Установление истины по факту виновности в ДТП зависит, прежде всего, от поведения участников аварии, сбора всех материалов, опроса свидетелей, написания объяснений. То есть составления первичных документов, которые на 95 процентов являются основополагающими для расследования. Один из ключевых моментов в спорных вопросах (главным образом – так называемых «светофорных») – это свидетели. А они бывают, условно говоря, «существующими и несуществующими».
Есть целая категория людей, которые за счет этого неплохо даже существуют. Они отсматривают информацию в газетах, выискивают в них объявления о поиске свидетелей ДТП и звонят, предлагая свои услуги, каковые в зависимости от ситуации могут очень хорошо оплачиваться. Здесь уже вступает в силу практический навык, профессионализм в действиях дознавателя, которому предстоит во всем разобраться и выявить подвох, если он есть.
<z>Тихо шинами шурша едет «крыша»...</z>
Но и этот момент, пусть и вызывающий некие вопросы, не выходит за рамки нашей российской действительности. Это во времена Остапа Бендера зевак можно было разогнать с места происшествия одним только намеком на то, что их запишут в свидетели. Сегодня, судя по всему,
всякое дело можно обернуть для пользы своего бюджета.
А вот дальнейшие события, даже по меркам России образца начала третьего тысячелетия, ни в какие ворота не лезут.
Практически одновременно с сотрудниками автоинспекции на «Ниве» с тонированными стеклами и государственным номерным знаком О228ММ78RUS на место ДТП прибыли два молодых человека. Один из них деятельного участия в происходящем не принимал, прохаживаясь вокруг и выставляя напоказ висящую на ремне кобуру с пистолетом. Второй же направился к водителю «ауди» и, помахав перед лицом ошарашенного участника ДТП неким удостоверением светло-розового цвета внутри, заявил, что он сотрудник ФСБ и потребовал объяснить, почему тот «наезжает на их внештатника». Кроме того, водителю пригрозили отвезти его на Боровую улицу. Куда конкретно и с какой целью, при этом не уточнялось. Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, если приехавшие действительно являлись его сотрудниками, располагается, как известно, на Литейном проспекте в доме номер 4.
Столь оживленный диалог привлек внимание представителей ГИБДД, которым также было предъявлено пресловутое удостоверение.
Почувствовав, видимо, поддержку, водитель «жигулей» оживился. Он начал кричать, что протаранивший его человек «обдолбан» и требовал сходу назвать виновного. Судя по всему, в данном качестве он видел отнюдь не себя. Надо отдать должное представителям автоинспекции, столь явному нажиму «собратьев-силовиков» не поддавшихся и произведших все дальнейшие действия в строгом соответствии с существующими на сей счет инструкциями.
<z>И снова предоставим слово главе «Креотона» Юрию Савчуку.</z>
– В нашей практике было немало случаев, когда участниками ДТП становились представители правоохранительных органов. И иногда случалось, что в процессе дознания ситуация чудесным образом разворачивалась на 180 градусов. Зафиксированные на месте схемы ДТП, сохраняя конфигурацию, расположение транспортных средств, меняли размеры. И виновные сотрудники милиции если и не становились правыми, то ответственность за ДТП получалась обоюдной.
Так, года полтора назад на Приморском шоссе сотрудник милиции зацепил 4 машины. В последствии он пытался очень серьезно повлиять на ход дела. Прибегал к массе ухищрений. В итоге его вину удалось доказать только после вынесения двух прокурорских протестов.
Из таких случаев складывается отношение к милиции. Если кому-то сказать, что попал в ДТП с участием сотрудника милиции, то первая реакция будет – ты попал! К сожалению, в их среде существует ложное понятие корпоративности, защиты чести мундира.
Но бывает, что сотрудники милиции оказывают услуги по «поддержке» предпринимателей. И тогда, пользуясь своей властью, они в корыстных целях пытаются оказывать давление на дознание.
<z>Чудны дела наши...</z>
Последнее обстоятельство, упомянутое Юрием Савчуком, натолкнуло редакцию «Версии в Питере» на мысль провести собственное небольшое расследование. И всплывшие в ходе него факты вызвали, мягко говоря, недоумение.
Как оказалось, появившаяся на месте происшествия «Нива» никогда не принадлежала к автопарку питерского ФСБ. Более того, автомобиль с данным номером числится за автобазой №1 ХОЗУ ГУВД, расположенной на улице Короленко. Отсюда возникает резонный вопрос: если приехавшие действительно были сотрудниками ФСБ, каковыми они и представились (по крайней мере, один из них), то почему они прибыли на машине, принадлежащей другому силовому ведомству? Неужели у милиции до такой степени ликвидирована проблема с недостатком ГСМ, что она готова оказывать помощь транспортными средствами «старшему брату»? В таком случае, хотелось бы поинтересоваться, что значится в маршрутном листе «Нивы» в день описываемых событий?
Кроме того, как выяснил корреспондент нашей газеты в питерском Управлении ФСБ, о сотруднике по имени Константин Леонидович Ладик там никогда не слышали. Невольно приходишь к мысли, что два молодых человека, возможно, и являющиеся сотрудниками одного из силовых ведомств, попросту «крышевали» господина Ладика, прикрываясь именем Конторы. Если это соответствует действительности, то расчет их понятен: услышав аббревиатуру ФСБ, мало кто решится спорить.
Версию о «крыше» косвенно подтверждает и звонок на мобильный телефон водителя «ауди», раздавшийся буквально накануне его визита к дознавателю. Говорят, что самое малое из обещанного ему – вызов по повестке и «закрытие» в камеру. Будто и не начало третьего тысячелетия на дворе,
а 1937 год.
<z>Редакция «Версии в Питере» будет и дальше следить за развитием событий. В связи с этим мы просим свидетелей ДТП, случившегося около 13.30 19 июня 2002 года на пересечении Тележной улицы и улицы профессора Ивашенцева, позвонить в редакцию. «Коммерческих» свидетелей просим не беспокоить.</z>