Слово об обители Елиазаровой

Может быть, Елизарово и вовсе бы обезлюдело, если бы не расположенный неподалеку спортивный лагерь. Летом жизнь здесь оживает, но в году 12 месяцев, поэтому в остальные девять – спокойствие и умиротворение. Два года назад эту тишину нарушил колокольный звон: здесь вновь открылся Спасо-Елиазаровский монастырь – своеобразная дань памяти месту, которое когда-то считалось культурным и духовным центром России. Было это, впрочем, давно – пять столетий назад.
<z>Возвращение к богу</z>
Пять веков спустя здесь идут реставрационные работы. Уже покрыта цинковым листом глава церкви, отштукатурены стены, но внутри по-прежнему все в лесах. Увы, но годы яростной антирелигиозной пропаганды не прошли бесследно.
Обитель закрыли сразу после революции, в 1918 году. Всех монахов, а было их 25 человек, посадили на подводы и вывезли в Петербург, чтобы потом во славу нового большевистского бога утопить в Ладожском озере. Потом в главном соборе был склад для… шишек, а перед самой войной здесь открыли школу рабочей молодежи. Во время оккупации в братском корпусе располагался немецкий гарнизон и госпиталь. В конце пятидесятых в южном приделе устроили клуб: кино крутили, танцы устраивали. А потом главная церковь и вовсе стояла заколоченной. До мая 2000-го…
Единственная потеря, которую понес ансамбль, – это уникальная, по мнению многих искусствоведов, колокольня, рухнувшая накануне Пасхи в 1989 году. Причина – подгнившие балки основания не выдержали вибрации, которую создавали проезжавшие по шоссе лесовозы. Да и сейчас сразу два главных столпа внутреннего храма стянуты мощными железными скобами. Специалисты говорят, должно помочь.
Если же судить по темпам восстановительных работ, то в ближайшие время можно ожидать их окончания. Хотя многочисленные паломники уже идут в эти края со всей России. Центр их притяжения – верхний придел собора, где, по преданию, захоронен основатель обители преподобный Ефросин. Последнее утверждение весьма спорное, тем не менее все источники сходятся в одном: место это необыкновенное. Например, настоятельница монастыря рассказывала, как некая прихожанка, одержимая бесами (?), неожиданно упала здесь в обморок. Долгое время она была без сознания, а когда пришла в себя, то никак не могла вспомнить, что с ней произошло. Говорят, если подержать руку над могилой, то неожиданно начинаешь чувствовать нестерпимое тепло, что, увы, автору этих строк прочувствовать не удалось: за что купил, за то и продаю. Тем не менее все (и местные жители в том числе) убеждены, что храм обладает какой-то невероятной силой. Странное дело, но практически все жители Елизарово мучаются сильными болями в ногах, с трудом передвигаются. А объясняют это как... наказание: когда здесь был клуб, местная молодежь отплясывала, не жалея ног. Теперь уже старики, которые относят свою хворь за счет греховной юности, не жалея все тех же конечностей, бредут в церковь, потому что служба в одном из ее приделов уже идет. Его отделали и освятили в честь великомученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, которая незадолго до революции здесь побывала. Есть сведения, что наведывался сюда с семьей и последний император Николай II.
<z>У истоков</z>
Есть свидетельства (впрочем, не подтвержденные), что первыми в этих глухих местах поселились монахини самого древнего псковского монастыря – Иоановского, основанного еще внучкой Александра Невского – Евпраксией. Но жили они тут недолго. Исторические же хроники утверждают, что обитель была основана в середине пятнадцатого века псковским крестьянином Елиазаром, который в монашестве принял имя Ефросин. Еще одна загадка: обычно монастырь носит монашеское имя своего основателя. Однако никто никогда не называл это место ефросиновским. Почему? История ответа не дает. Доподлинно известно лишь то, что поначалу любознательный юноша пришел в Святогорский монастырь, что под Псковом, откуда, впрочем, скоро сбежал. Не по нраву ему пришелся слишком вольный устав братии. Достаточно сказать, что монастырь вел финансовые игры, вкладывал деньги в купеческие прожекты, получая с них существенную прибыль. Каждый, кто приходил туда, вносил в общую казну и свое имущество, а уходя, имел право забрать его. Подобная мирская суета была противна Ефросину, поэтому он и удалился на берег Псковского озера. Но прежде он совершил по тем временам просто немыслимый поступок: в поисках истиной веры он пешком (!) дошел до Константинополя, где, встречаясь и беседуя с иерархами церкви, пытался дойти до самой сути вещей. И эта настырность в определенной степени стоила ему... посмертной славы. За свои духовные подвиги Ефросин был причислен к лику святых, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Тем не менее официальная церковь сделала все, чтобы это имя вспоминали не часто, так как идеологи раскола сделали псковского пустынножителя одним из своих духовных лидеров. Может быть, поэтому постепенно Спасо-Елиазаровский монастырь ушел в небытие, и к началу ХХ столетия превратился в заштатную второразрядную обитель. Правда, и в ее жизни был свой, выражаясь светским языком, звездный час.
<z>Третий Рим, четвертая власть</z>
В начале ХVI века ученик Ефросина Филофей, как бы мы теперь выразились – политолог (в 1478 году Новгород уже был присоединен к Москве, а в 1510 и Псков – прим. авт.), отправил великому Московскому князю Василию, отцу Ивана Грозного, несколько посланий, в одном из которых вывел новую формулу российской государственности: «Москва – Третий Рим, и четвертому не бывать!» Факт, достойный удивления, но не в блистательный по тем временам Владимир, не в Киев – мать городов русских – обратился летописец, а именно в Москву, которая только-только начинала отстраиваться и приходить в себя после разорения и нищеты. Исследователи средневековья единодушно относят это гениальное предвидение Филофея за счет его публицистического дара и уникальной по тому времени образованности.
Как писала впоследствии искусствовед Елена Морозкина, большой знаток псковской архитектуры, примерно в те же годы в Елиазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину. В свое время старейший сотрудник Псковского историко-художественного музея Леонид Алексеевич Творогов путем синтаксического анализа доказал, что текст «Слова», который сегодня мы считаем каноническим, был переписан в Спасо-Елиазаровском монастыре. Значит, при некотором приближении его можно было считать своеобразным… литературным институтом?
Изучив историю обители, мать Елизавета склонна видеть во всем этом промысел Божий.
– Псковщина – край пустынножительный, – рассуждает она. – Удивительно, но эта традиция в России нигде не прижилась. С одной стороны – суровые природные условия, а с другой – духовная мощная лампада. Вы посмотрите, сколько светочей церкви вышло из стен Елиазаровского монастыря: Илларион Гдовский, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальской, Савва Крыпецкий. Тот же Филофей, который предсказал, что Москва станет государственным центром великой державы, а Псков – духовным.
Всего один пример: в XVII веке первый русский патриарх Геннадий передает икону Цареградской Божией Матери не Москве, а именно сюда, в Елиазаровскую пустынь. Таким образом, преемственность веры от Византии к России идет через Ефросина. Через Псковскую землю! Не спроста все это... И еще – сначала этот монастырь назывался Сретенским, потому что здесь произошла встреча иконы Цареградской Божией Матери. Византия теряла свое знание, и уже другой народ, другая страна должна была воспринять эту эстафету, но русские люди об этом не знали!
<z>Суета сует</z>
Если судить по криминальным хроникам сегодняшнего дня, то местное население так и не догадалось о той исторической роли, которая ему уготована в обозримом будущем. А может, необозримом – кто знает? Во всяком случае, до сих пор дела и поступки местного люда особой надежды на духовное воскресение не дают. А монастырь меж тем живет своей обычной жизнью: этим летом монахини и послушницы, не покладая рук, работают на огородах, а осенью будут солить грибы.
Большую помощь в восстановлении обители оказывает Попечительский совет, который возглавляет губернатор региона Евгений Михайлов. Матушка Елизавета считает, что это поможет довести начатое до конца.
…Елизарово – обычное село, каких в России множество. Всего в тридцати километрах от Пскова. От советских времен тут сохранился Дом культуры – сталинский ампир. Когда-то давно здесь крутили кино, по вечерам собиралась молодежь. Два года назад эту тишину нарушил колокольный звон: здесь вновь открылся Спасо-Елиазаровский монастырь – будущий культурный и духовный центр России. Во всяком случае, настоятельница мать Елизавета в это твердо верит.