«Мифы и понты» питерских бритоголовых

За комментариями корреспондент «Версии в Питере» обратился к заместителю начальника
18-го отдела УБОПА Александру Скрябину.
– «Сажать ни за что» нам никто не позволит. Существует закон, в рамках которого мы действуем. Прежде всего, отдел занимается профилактикой преступлений. Получая информацию из районов по поводу подростков, которые носят определенную атрибутику, слишком шумно себя ведут или еще что-нибудь, мы вызываем их и просто беседуем, предупреждаем.
<z>– И эти беседы приносят реальный результат?</z>
– В свое время подобный разговор был проведен с неким Пауком. Он собирал на концертах своих ребят и давал отмашку для нападения на рэперов и панков. После общения с нами он перестал этим заниматься. Кроме того, нам удалось предотвратить несколько достаточно масштабных мероприятий. Например, 1 ноября у скинхедов намечалось достаточно серьезная акция. 200–300 человек собрались возле «Бада-бума». Вероятнее всего, они собирались маршем пройтись по улицам, громя всех кавказцев на своем пути. Когда мы прибыли, ребята стояли и вроде как «ждали старшего». Серьезных оснований кого-то арестовывать у нас не было, мы ограничились тем, что опросили бритоголовых, досмотрели и отпустили. Большинство пришли на «тусовку» с кастетами, битами, прутами арматуры, у всех имелись при себе белые повязки. А в прошлом году у площади Победы готовилось факельное шествие. За участие в нем подросткам предлагали заплатить по 300 рублей. Некоторые были задержаны, изъят керосин, палки, пакля. Всех сразу же отпустили, поскольку в их действиях не было состава преступления.
<z>– И все-таки идеологическая подоплека движения скинхедов по большому счету не так уж плоха. Вроде как скины за Родину. Не было бы умнее государству просто направить этот патриотический настрой в более продуктивное русло вместо того, чтобы пресекать любые его проявления?</z>
– Не может быть за Родину тот, кто нарушает закон. Мы имеем дело с банальной уличной преступностью, которая пытается прикрыться патриотическими лозунгами. Да, содержание листовок, которые периодически появляются в городе, иногда достаточно актуально. Нормального российского гражданина задевает. Но если мы пустим все на самотек, начнется гражданская война. Русские начнут убивать «черных», «черные» станут мстить, а они умеют это делать. Когда арестовали скинов по нашумевшему делу об убийстве торговца арбузами, примчались человек 300 «черных», требуя выдать им преступников. Они грозились уничтожить весь Приморский район, если убийцы не окажутся у них в руках. Мы еле убедили мстителей, что убийцы в любом случае будут наказаны, что нужно действовать по закону. Возможно, кто-то из родственников тех скинхедов и пострадал, кто знает…
<z>– Но согласитесь, «скинхед» – понятие несколько абстрактное. Одно дело лысые хулиганы в высоких ботинках, «косящие» под скинов только потому, что это круто. Другое дело «Солнцеворот» – достаточно продвинутые люди, давно уже «забившие» на разные криминальные выходки.</z>
– «Солнцеворот» – это действительно другое дело. Да, их лидер Артем Талакин начинал с того же: собрались в подворотне, пили пиво, дрались, отлупили парочку кавказцев. Но это было давно. Сейчас «Солнцеворот» морально повзрослел. Это уже другой уровень. Талакин как социальный работник довольно грамотно занимается подростками, готовит к службе в армии, устраивает на работу в охрану, там есть своя футбольная команда, атлетический клуб… Раз нет криминала, мы их и не трогаем.
<z>– Кроме «Солнцеворота» в Петербурге есть крупные скин-движения?</z>
– Крупных нет. Очень много различных дворовых объединений, которые появляются ненадолго и вскоре исчезают. Была такая группировка «Мертвая голова». Сейчас ее лидер по кличке Муха сидит за побои. Некая «Белая сила России» – вообще однодневка. Собрались девять человек, заявили о себе и тут же распались. Много разных названий: «Кровь и честь», «Кальтенкрауз», «Гринбомберсы», «Муравейник», «Кулак патриота», «Джамбул-88», «Циклон Б», «Волоты», «Норд-скинс», «Норд-бразерс». Но все это несерьезно. Пожалуй, единственной социально опасной группировкой до недавнего времени был «Шульц 88». На сегодняшний день семерым ее членам предъявлено обвинение по нововведенным статьям УК РФ. Лидер, как известно, благополучно сидит. А вообще, по нашей информации, в Питере не более 400 реальных скинхедов.
<z>– А в чем заключалась социальная опасность «Шульца»?</z>
– В том, что там была достаточно сильная организация. Имелся бригадир, звеньевые и т.д. Они сами выпускали литературу явно экстремистского содержания: журнал «Гнев Перуна», с пометкой «только для белых», различные газеты. Были даже разработаны правила поведения при задержании милицией. Периодически соратники Шульца избивали негров и кавказцев. Время от времени Бобров организовывал «зарницы», на которых проходил отбор «лучших бойцов». Забивалась стрелка тем же рэперам или панкам, или какой-нибудь новообразовавшейся группировке, на которую шульцовцы приносили биты, кастеты. В драках проламывали друг другу головы, ломали челюсти.
<z>Комментарий:
Артем Талакин, лидер спортивно-патриотического молодежного объединения «Солнцеворот», эксперт по экстремизму.
«Молодежь любит экстремал, вот они сами себе его и устраивают. Те, кто говорит, что на «зарницах» скины калечат друг друга, не знают всех тонкостей. На самом деле обе стороны созваниваются, договариваются о правилах: какие ботинки, какие предметы. Одна группа ждет, другая может появиться в любой момент неизвестно откуда. Тут присутствует элемент игры. Сейчас по телевизору часто прокручивают видеосъемку драки между группировками «Шульц 88» и «Братья» в качестве наглядного примера скинхедовских зверств. И никто не замечает, что в этой потасовке принимали участие трое членов «Солнцеворота». Наша роль заключалась в том, чтобы наблюдать и пресекать появление оружия. Мы дрались, как и все, но обе стороны знали о нашем присутствии, и никто не доставал ни ножей, ни кастетов, хотя наверняка ребята пришли не с пустыми карманами.
Дмитрий Бобров на самом деле был шизофреником на пике активности, он заражал подростков агрессией и ненавистью. Самого-то Шульца арестовали, а вот кто станет заниматься реабилитацией его ребят, «разгерметизировать» их, раскрывать глаза на реальный мир? Системе не до этого. Она будет тупо сажать. Те, кто сейчас находятся в комитете по молодежи, не уличные работники, они кабинетные чиновники. Ни один уличный мальчишка не воспринимает их всерьез.
В большинстве своем то, что доносят о скинхедах средства массовой информации, это мифы и понты. На самом деле все иначе».</z>