Станислав Белковский: Второй срок Путина будет крайне тяжелым

– Электорат консолидировался вокруг Путина во многом в силу антиолигархических настроений, надежд на окончательное размежевание с элитой 90-х годов. Кампания же, как совокупность политических и политико-технологических шагов, на мой взгляд, прошла не очень удачно. Программная речь Путина в МГУ была достаточно блеклой и изобиловала либеральными благоглупостями. Большое счастье, что базовый электорат президента оказался не способен к анализу этой речи. Провальными были маневры Северного флота, призванные показать мощь нашего оружия. Скандал с Лукашенко также не способствовал увеличению популярности президента, поскольку большая часть нынешних избирателей поддерживает союз с Белоруссией и ничего не имеет против Александра Григорьевича. Впрочем, весь этот негатив был замещен в информационном поле отставкой правительства и не оказал существенного отрицательного воздействия на исход выборов.
<z>– Есть мнение, что ряд достаточно высокопоставленных фигур в правительстве и администрации президента недоволен деятельностью нового губернатора Петербурга, связанной с ее кадровой политикой и переделом собственности.</z>
– Насколько мне известно, основными спонсорами предвыборной кампании Валентины Матвиенко были петербургский «Промстройбанк» и корпорация «Возрождение Петербурга». Соответственно, они и получили максимум дивидендов при распределении постов. Не случайно Илья Клебанов, тесно связанный с «Промстройбанком», стал полпредом президента на Северо-Западе. Поскольку экономических субъектов гораздо больше, чем «Промстройбанк» и «Возрождение Петербурга», а еще и между ними существуют противоречия, то борьба будет продолжена. Но, вероятно, эти процессы не будут стремительными. Существуют определенные правила игры: спонсоры должны вложенное «отбить». Потом может начаться передел. Поэтому еще несколько месяцев в запасе у нынешней команды есть.
<z>– Что вы думаете о возможности передачи Петербургу части столичных полномочий?</z>
– Сама по себе эта идея абсолютно правильная. Другое дело, что отсутствие целостной концепции не позволяет осуществить этот процесс гармонично и оправданно. Возглавляемый мною Институт национальной стратегии планирует сейчас заняться разработкой такой концепции. Очевидно, что такого рода трансформация была бы выгодна и Москве, поскольку столица перегружена. Вся инфраструктура, которая закладывалась в сталинское и брежневское время, не готова к сегодняшней нагрузке.
А для Петербурга это единственный способ возродить былое величие и красоту. Ведь город, который был рожден как столица, а потом лишен столичных функций, обречен на постепенное умирание. Москва до 1917 года сохраняла часть столичных функций. Там, например, проводились коронации императоров. Поэтому она не умерла окончательно, не превратилась полностью в деревню до того момента, пока Сталин не вернул ей столичный блеск.
<z>– Какие именно органы власти могут быть переведены в Петербург?</z>
– Переезд судов – это уже реальность, он состоится в этом году. Кстати, одна из причин недовольства Касьяновым была в том, что он блокировал этот процесс. В дальнейшем в Петербург могут быть переведены те органы власти, которые работают нерегулярно или не испытывают потребности в оперативной коммуникации с правительством и другими структурам исполнительной власти. Например, Совет Федерации, Совет безопасности…
<z>– Общественность города уже достаточно негативно оценила активную деятельность господина Кожина по переводу в собственность Управления делами президента института растениеводства и исторического архива.</z>
– В Санкт-Петербурге есть масса полуразрушенных исторических зданий, принадлежащих бог знает каким организациям. Эти здания могут использоваться для размещения властных структур, что позволит избежать выселения социально значимых учреждений.
<z>– Пожалуй, главным итогом первого срока Путина стала административная реформа. В чем существенное отличие нового механизма власти от ельцинской модели?</z>
– Путин весь первый срок мучительно изживал ельцинскую систему власти, и он ее наконец изжил. При Ельцине существовали различные группировки, которые, приводя в действие свои независимые экономические, политические и медийные ресурсы, оказывали влияние на Кремль.
Путинская государственность исключает наличие во власти кланов с автономными ресурсами, способных создавать угрозы для Путина изнутри властной машины. Ключевые аппаратные фигуры подобраны с тщательным учетом их психологических особенностей, из которых важнейшим критерием является примат инстинкта аппаратного самосохранения над политическими амбициями. Тот же Фрадков никогда не будет возражать президенту по серьезным вопросам.
Новое правительство отличается от старого тем, что оно лишено субъектности. Никаких группировок питерских «юристов» и «чекистов», мифы о которых тиражируются, не существует. Речь идет просто о борьбе за влияние со стороны разных физических лиц, а не политико-экономических групп. А у каждой фигуры есть только один ресурс – это доступ к телу президента и возможность конфиденциального изложения своих взглядов. В этом смысле не так уж важен разговор, кто там более влиятелен. Все равно все решает президент. При Путине любая угроза ему может прийти только извне созданной им политической машины: с улицы, из регионов, от неконтролируемых оппозиционных структур.
<z>– С какими проблемами столкнется руководство страны в ближайшие четыре года?</z>
– С одной стороны, Путин будет проводить непопулярные реформы, которые стимулируют энергию протеста. В первую очередь реформы ЖКХ, здравоохранения, образования. С другой стороны, он будет пытаться компенсировать их негативные последствия изъятием природной ренты и другими формами политических и экономических ограничений для крупного бизнеса. Но действия Путина в очень большой степени будут зависеть от внешних условий, а не от его собственной позиции.
Внешние же условия для России будут достаточно неблагоприятными. Уже первый год нового президентского срока Владимира Владимировича ознаменуется колоссальным давлением на Кремль со стороны США с целью передела власти в СНГ. Я почти уверен, что в период до марта 2005 года Соединенные Штаты создадут лояльное себе правительство в Армении путем государственного переворота, тем самым полностью исключив Россию как фактор влияния в Закавказье. Сдана Аджария, она фактически пошла на переговоры с Саакашвили при американском посредничестве, а это дает импульс к тому, чтобы Абхазия и Южная Осетия искали защиту своих интересов в Вашингтоне, а не в Москве. Именно Вашингтон станет новым посредником в Грузии. Если Виктор Ющенко осенью придет к власти на Украине, Россия будет вытеснена и оттуда. Приднестровское урегулирование по сценарию Вашингтона также приведет к уничтожению нашего влияния в этом регионе. В итоге всего за один год Россия может превратиться из центра постсоветского пространства в его периферию. Возможно даже создание альтернативного содружества под патронажем Соединенных Штатов с центром в Киеве, куда войдут практически все страны нынешнего СНГ.
Центробежные тенденции внутри станы будут подогреваться США и Китаем, который хочет осуществить мягкое присоединение Сибири и Дальнего Востока.
Все это будет происходить на фоне кризиса национальной инфраструктуры, сопровождающегося учащением и ростом масштаба техногенных катастроф. Этот прессинг с двух сторон будет гораздо больше определять действия Путина, нежели его сегодняшние соображения о том, как нужно действовать. Поэтому второй срок будет крайне тяжелым, трудным и противоречивым.
<z>– Возможно ли формирование новой оппозиции существующей власти?</z>
– С исчезновением публичной политики и условий для конкуренции в демократическом поле, полным обнулением Государственной думы вся политическая энергия будет аккумулироваться в прямом действии – от закидывания чиновников яйцами до рельсовых войн. Тот, кто оседлает эту энергию, тот, кто сможет ее консолидировать и создать для нее политическую надстройку, тот и будет в дамках.
Я предвижу возможность возникновения нового левого проекта, который бы апеллировал к понятию «большевизм». Кроме того, на политическую авансцену сейчас выйдет поколение рожденных в 70-е годы. Оно опоздало к разделу собственности в начале 90-х, несет в себе огромный заряд негатива по отношению к существующей правящей элите и может стать основой нового, реально действующего протестного движения.