Продажная автогражданка

Началось все с того, что Николай Малинин попал в аварию, виновником которой, по всем основаниям, являлся другой участник ДТП. Как и положено в таких случаях, в пятидневный срок Николай представил необходимые документы в страховую компанию «Наста-Центр», где был застрахован виновный, чтобы та выплатила компенсацию за нанесенный его автомобилю ущерб. И вот здесь у него начались проблемы.
По словам потерпевшего, доброжелательный персонал этой организации ответствовал, что, дескать, представленных бумаг недостаточно, а нужна, помимо всего прочего, некая «форма 31», которая якобы удостоверяет, что ДТП вызвано не обоюдным нарушением правил и его участники в момент аварии не были под воздействием алкоголя и наркотиков. Причем, как рассказывает, Малинин, менеджер ему прямо заявил, что добычей бумаг должен заниматься он лично – вам надо, вы и идите…
С тех пор для Николая началось утомительное путешествие по инстанциям. Отправили его за справкой обратно в Красногвардейский районный отдел ГИБДД. Но там ему заявили, что такой формы не существует в природе, а посему идите, откуда пришли, и поинтересуйтесь, на каком основании вас вообще за этой формой послали.
Пребывая в недоумении, посылаемый отовсюду автовладелец вернулся в компанию «Наста-Центр» и попал на прием к заместителю директора господину Пономареву. Тот, по словам Малинина, доходчиво объяснил «просителю», что форма 31 выдается в соответствии с методическими рекомендациями по организации деятельности Госавтоинспекции.
Однако, делится сомнениями Николай, подобная переписка не считается нормативным актом, и довольно странно, что замдиректора Пономарев, занимая столь высокую должность, этого не понимает. И уж тем более странно, почему заниматься сбором подобных документов обязывают самих потерпевших. По данным «Версии в Питере», этот господин, прибывший из города Иваново, был поставлен на столь высокий пост аккурат после смены прежнего руководства страховой компании, которая, как известно, разделилась на две организации. Впрочем, вряд ли внутренние разбирательства должны отражаться на клиентах.
В продолжение беседы, рассказывает Малинин, начальник заметил, что эти вопросы конечно можно уладить так, как их традиционно улаживают с российскими чиновниками. На что уже и без того сомневающийся в результативности всего этого разговора клиент ответил, что вынужден будет обратиться в суд.
Словом, на сегодняшний день потерпевший автолюбитель так и не получил компенсацию за нанесенный ему ущерб. Кроме того, как уверяет Малинин, в компании «Наста-Центр» его представили другому начальнику, некоему Бойко, который, показав удостоверение, якобы депутата ЗакСа, тоже посоветовал «все уладить», а то еще неизвестно, чем это все для клиента закончится.
Таким образом, для автолюбителя ситуация приняла явно абсурдный и совершенно очевидно тупиковый характер. В страховой компании его направляют за справкой в ГИБДД, а оттуда посылают обратно, поскольку такого документа не существует!
Подобным путем решил проследовать корреспондент «Версии в Питере». Господин Пономарев отказался от записи разговора на диктофон, а в официальном ответе на запрос заявил, что слова автолюбителя носят искаженный, а потому клеветнический характер, и отказывается от продолжения «дискуссии». В Красногвардейском отделе ГИБДД посоветовали обратиться в суд…
А что же думают остальные страховщики? И вот здесь мнения поделились на диаметрально противоположные. Одни страховщики утверждают, что форму 31 давно отменили, другие заявляют, что уже снова ввели. Так, представители компании «Мегарусс» говорят, что, согласно законодательству, форма 31 не входит в перечень документов, необходимых для выплаты компенсации. А страховщики не вправе требовать иных документов.
А вот в компании «Поддержка-Гарант» говорят, что им из головного московского офиса пришло целевое указание требовать от потерпевших подобную справку, но поскольку этот документ зачастую не выдают, приходилось производить страховую выплату без него. Кстати, говорят, «Наста-Центр», который имеет московские корни, тоже руководствуется указаниями московских начальников.
Самое удивительное, как выяснилось, здесь то, что действительно во многих регионах России, в том числе и в Москве, более того, во множестве районов Петербурга местные отделы Госавтоинспекции эту злополучную справку выдают.
Как бы там ни было, но в результате подобных метаний заложниками обстоятельств становятся обычные люди. А ведь, напомним, именно для нашей защиты были введены правила обязательного страхования автогражданской ответственности. Кроме того, нетрудно предположить, что в ситуации, когда выдача того или иного документа не регламентирована законодательством и целиком и полностью зависит от чиновника: хочу – дам, хочу – нет, дело может обернуться банальным повсеместным взяточничеством. И на месте потерпевшего автолюбителя Алексея Малинина в любую минуту может оказаться каждый из нас…