«Вышка» для абитуры

<z>Аккредитация на лицензию</z>
На пресс-конференции, проведенной в конце весны Ассоциацией негосударственных вузов Санкт-Петербурга, ученые мужи так и не сошлись на точной цифре, взяв за точку отсчета шестьдесят институтов, плюс-минус двадцать. При том что государственных вузов, заметьте, всего 49! Выводы из этого можно сделать самые неутешительные: если стадо никто посчитать не может, значит, велика вероятность появления паршивой овцы. И основания для таких заявлений есть вполне серьезные. Не секрет, что некоторые институты ограничивают свою деятельность открытием, сбором денег с новоиспеченных студентов, а затем исчезают в неизвестном направлении. История знает не один скандал и уголовное дело.
Понятно, что «пробивать» институт в любом случае надо. Ведь зачастую даже просто комиссии под силу далеко не каждому. Первый совет – необходимо выяснить, есть ли у института лицензия. Если вдруг вуз работает без аккредитации, то дипломов государственного образца вам не видать. Скорее всего, это самое натуральное мошенничество.
К примеру, можно вспомнить печальную историю с ректором Смольного института Игорем Скопылатовым. «Смольнинское» дело так и не дошло до суда, однако пятикурсники остались без дипломов, обнаружив отсутствие аккредитации и спешно ретировавшегося ректора. Кстати, в начале этого года Скопылатов, «наследивший» как декан уже в Петербургском институте управления и права, был убит двумя выстрелами в подъезде собственного дома. Еще тогда СМИ выдвигали версию, что неутомимого управленца «заказали» разочаровавшиеся в образовании родители. Кстати, после его смерти студенты Института управления и права выяснили, что их вуз тоже не имеет аккредитации. На момент гибели экс-ректор и экс-декан занимал должность завкафедрой в Университете противопожарной службы, где трудился на четверть ставки. Вот такая грустная, но поучительная история.
Потенциальный вариант проверки – «отловить» студентов института, благо Интернет дает такую возможность, только «засланный казачок» спасет вас в этом случае. Комитет по науке и высшей школе здесь явно не помощник, застать в Смольном человека, отвечающего за работу с коммерческими вузами, решительно невозможно. По крайней мере нам это не удалось.
<z>Дороже не значит лучше</z>
Если с юридической стороной все в порядке, то переходим к стоимости обучения. Минимальная планка «негосударственниками» определяется в тысячу-полторы зеленых американских рублей в год. Вроде как за меньшие деньги обеспечить качественное образование в принципе невозможно.
В самых престижных частных (ох, как они не любят это слово!) заведениях есть отдельные специальности, где цифра доходит до двух с половиной тысяч, причем далеко не всегда понятно, на что они идут. Если в Международном Банковском институте можно предположить, что значительная часть средств (1 год – 1700 у.е.) уходит на аренду роскошного здания посреди Невского проспекта, то на что идут такие деньги в других институтах, понятно далеко не всегда.
Аргументация очень хорошим техническим обеспечением и ремонтом тоже далеко не всегда уместна, потому что все это легко измеряется в достаточно конкретных цифрах, в количестве компьютеров, например.
Не забыть бы о самом главном – оплата работы профессорско-преподавательского состава. Если уж учиться, да еще за свои деньги, то тогда у лучших из лучших. Чтобы с гордостью вспоминать о том, какие светила были в числе твоих преподавателей. Всего за тысячу разноцветных европейских денег в Юридическом институте «предлагают» преподавателей, 70% из которых являются докторами наук. Возможно, не врут… Хотя такому «цветнику» может позавидовать даже Российская академия наук. Однако если размер оплаты зашкаливает, а преподавательские регалии совсем не впечатляют, можно не сомневаться, что ваши деньги пошли совсем не на обучение, а составили чей-то «левый» заработок.
Стоимость обучения – это вообще большой вопрос. Ведь неспроста негосударственные учебные заведения называют коммерческими. Они действительно зарабатывают на студентах деньги, причем немаленькие, если учесть, что только налогов они уплачивают в бюджет около ста миллионов в год.
<z>Главное – предоплата!</z>
И, наконец, обратим внимание на качество обучения. Ни один хороший, даже частный, институт не примет абитуриента без мало-мальского испытания: будь то полноценный экзамен или собеседование. Хотя они, конечно, заведомо не столь сложны, как у «бюджетников».
Так, Международный Банковский институт даже разместил примеры заданий для вступительных экзаменов в сети Интернет, чтобы поступающие, не дай бог, не испугались, а пришли и спокойно написали. В Санкт-Петербургском Институте права имени принца Ольденбургского экзамены сдают только троечники, а все остальные принимаются без оных с оплатой в тысячу долларов за год.
Впрочем, ласковее всего встречают поступающих, как можно догадаться уже по названию, в Санкт-Петербургском институте гостеприимства. В приемной комиссии корреспонденту «Версии в Питере» ответили, что вступительные испытания, безусловно, есть, но самым главным из них является предоплата, которая автоматически делает вас студентом.
Отдельной проблемой негосударственных вузов остаются их взаимоотношения с Министерством обороны, которое, разумеется, ничуть не заинтересовано в создании лишних военных кафедр. Что в очередной раз заставляет задуматься о плюсах и минусах обучения в негосударственном институте.
Кстати, о плюсах. Так, на интернет-форуме одного частного вуза студенты в числе главного стимула учиться именно у них называют возможность совмещать работу и учебу. Только не совсем понятно, что в таком случае приоритетнее: наличие свободного времени или получение знаний. Если главное – это именно работа, то не стоит тратить время, силы и здоровье на протирание штанов за партой, достаточно просто спуститься в подземный переход, где корочки любого вуза вам продадут за 400 долларов.
Впрочем, те же студенты негосударственных институтов уверяют на форумах, что учат их хорошо, ведь главное – это желание человека. Если он действительно хочет учиться, то непременно выучится и получит замечательные знания. Верно мыслят, вот только пишут об этом студенты с ошибками, которые в хорошей школе и третьеклассники себе не позволяют…
<z>Фото Светланы Федоровой</z>