Семь футов надежды под килем

<z>Последний парад наступает...</z>
Зато в нынешний праздник организаторы торжеств из Смольного обещают насыщенную программу: праздничные концерты в БКЗ «Октябрьский» и во дворах Капеллы. Также откроются две выставки, посвященные Военно-морскому флоту, одна – в Публичной библиотеке имени Маяковского, вторая, под названием «По морям, по волнам» – в центральной детской городской библиотеке.
И в этом, по чести сказать, нет ничего удивительно. Не многие из обычных петербуржцев знают о том, что в морской столице России, какой принято считать Питер, Балтийского флота нет уже добрые полсотни лет. В прошлом году попытки некоторых продвинутых товарищей связать трехсотлетие города с трехсотлетием Военно-морского флота вызвали несказанное удивление у специалистов, а порой и смех. Боевые силы дважды Краснознаменного Балтийского флота находятся вместе со своим штабом в Калининграде, корабельные и береговые части – в Балтийске и других точках Калининградской области. А в морской столице осталась только Ленинградская военно-морская база, напрямую подчиненная Главному штабу ВМФ в Москве. Некоторые скептики утверждают, что ее истинное предназначение – обеспечение парадов и прочих титульных мероприятий, и не более того.
Однако якобы «титульное» предназначение не дает нашим морским офицерам никаких преимуществ. Скорее наоборот. По словам руководства ЛенВМБ, текучка кадров не ослабевает. В основном из-за материальной и бытовой неустроенности молодые лейтенанты сознательно идут на разрыв контракта. Но, как удалось выяснить в Высшем военно-морском инженерном училище им. Дзержинского, курсантский набор не снижается. Черная офицерская форма и золотой кортик по-прежнему считаются престижными. Никаких поблажек, никаких заниженных планок на вступительных экзаменах. Слабаки и лентяи отчисляются уже с первого курса. Как бы там ни было потом, но школу выживания будущие офицеры проходят довольно жесткую. До выпуска доходят только сильнейшие. Вот только толку-то – на одном человеческом ресурсе далеко не уйдешь. А на уровне правительства пока идут только разговоры о пополнении новыми кораблями. Вот и в конце прошлой недели в Архангельске на коллегии Морского собрания премьер Михаил Фрадков признал «…физическое и моральное устаревание корабельного и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой инфраструктуры… потерю судостроительных, судоремонтных и береговых мощностей…».
Впрочем, ничего удивительного или нового в этом заявлении нет. Еще четыре года назад, после скандальной гибели «Курска», на самом высоком уровне были приняты решения то ли об очередной модернизации, то ли реструктуризации Военно-морского флота. Обещали, что уже к 2005 году в состав ВМФ должны войти новые корабли – многоцелевая лодка «Северодвинск», сторожевой корабль «Новик», несколько дизельных подводных лодок для Черноморского и Балтийского флотов. Однако, видимо, как всегда, напрочь забыли о деньгах.
О недофинансировании к моменту гибели АПЛ «Курск» говорили уже десять лет. Судя по всему, ситуация застыла на точке замерзания. Иначе как можно воспринять заявления начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко четыре года назад на церемонии спуска со стапелей Балтийского завода супермощного головного фрегата для военно-морских сил дружественной Индии. Морякам было обещано пополнение кораблями всех классов – от небольших «сторожевиков» до тяжелых эсминцев, но… в ближайшие десять лет.
<z>Плоды показухи</z>
Если дело так пойдет дальше, то единственным серьезным пополнением российского флота останется подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий». В прошлом году его очень красиво показывали по телевизору, а когда народ поверил, что корабль готов, отправили доделывать. Так до сих пор и достраивают.
Конечно, процесс мог бы пойти быстрее, не занимайся морское начальство откровенной показухой. Помнится, за две недели до знаменитых учений Северного флота с застрявшими ракетами «Версия в Питере» уже писала, что потраченные на них деньги выкидываются на ветер. И действительно, какой толк от приуроченных к выборам учений, где главное – красиво заснять президента на мостике, а прочее лишь гарнир к этим рекламным кадрам? В итоге господам адмиралам не удалось даже Владимира Владимировича отпиарить. Вместо этого осрамились на весь свет.
Столь же точными оказались и наши прогнозы насчет ситуации на одном из сильнейших кораблей России – ракетном крейсере «Петр Великий». Внеся в конструкцию изменения для удобства размещения там главы государства, высокопоставленные подхалимы изрядно снизили боевые характеристики флагмана. Завершилось все, как известно, скандалом – «Петра Великого» признали небоеспособными и вывели из действующего состава.
Наряду с также упоминавшейся нами эвакуацией военно-морских сил из Калининграда, все вышеописанное ставит под сомнение сохранение Россией статуса сильной морской державы. Серьезно страдает и ядерная безопасность. Даже если «Юрий Долгорукий» и вступит в строй в ближайшие годы, заменить шесть выводимых из состава флота подводных ракетоносцев типа «Тайфун» он все равно не сможет.
В такой ситуации может радовать только то, что иногда в Главном военно-морском штабе попадаются-таки трезвые и понимающие люди. Но это никак не помогает. Достаточного финансирования все равно нет. Более того, поговаривают, что с приходом в военное министерство правой руки нынешнего президента Сергея Иванова амбиции морских начальников по поводу создания собственного ведомства и бюджетных расходов, прописанных отдельной строкой, практически сразу сошли на нет.
В определенных случаях ситуация становится уже несмешной и впрямую отражается на международном престиже страны. К прошлогоднему юбилею города Балтийскому флоту пообещали подводную дизельную лодку «Санкт-Петербург». И не просто лодку, а головной корабль серии подлодок проекта 677 класса «Лада». Новинку планировали презентовать в числе главных участников Морского салона. Не получилось. По официальной версии – возникли сложности с поставкой оборудования. Спуск на воду перенесли на осень прошлого года, а испытания планируются только в этом.
<z>Приказано – не сдаваться</z>
Но наши моряки и на старых посудинах сдаваться не собираются. По словам начальника штаба ЛенВМБ контр-адмирала Ивана Положия, в прошлом году было проведено около 30 учений, более 15 штабных тренировок, около 30 сборов.
В начале 2004 года наконец-то введена в строй новая подводная лодка. Из-за отсутствия денег ее сдача ВМФ затянулась на десять лет. Поневоле создается впечатление, что цифра «десять» приобретает уже сакральное значение для ВМФ России.
Конечно, нынешний Балтийский флот, по сравнению с советскими временами, много потерял. Например, 25-я бригада подводных лодок в Кронштадте раньше могла принимать до 20 экипажей. Теперь ничего этого нет, а остались лишь две субмарины. Но многие служащие отмечают, что за последние годы количество походов вновь увеличивается, а деньги стали платить вовремя.
Как уверяет командир Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы контр-адмирал Владимир Кудрявцев, корабли постоянно выходят из акватории Финского залива и отрабатывают учебно-боевые задачи на просторах южной Балтики, принимают участие в сборах-походах сил Балтийского флота. Штаб ЛенВМБ активно занимается оперативной подготовкой. Уже отработаны и успешно приняты две специальные задачи. Сейчас отрабатывается третья. С ее принятием база будет подготовлена к взаимодействию с частями других родов Вооруженных сил страны.
Про пополнение тоже стараются не забывать. Учебный корабль «Смольный» в прошлом году совершил четыре учебных похода. Хорошо зарекомендовали себя экипажи малых противолодочных кораблей, отрабатывавшие противолодочные стрельбы. Подводники провели состязательные тактические учения с выполнением торпедной стрельбы. Даже при нищенском финансировании для отработки навыков у курсантов был специально подготовлен малый противолодочный корабль.
Значит, пока еще держимся на плаву. Надолго ли? Гражданским сие неизвестно, поскольку секреты военно-морского ведомства не часто становятся достоянием широкой публики. Оно свято блюдет свои тайны.
<z>ФОТО ИНТЕРПРЕСС</z>