Есть ли прогресс с осуществляемыми банком ABLV выплатами кредиторам?

В недалеком будущем, а именно в феврале 2022 года будет 4 года, как ABLV банк находится в процессе самоликвидации. Адвокатское бюро NJORD регулярно следит за ситуацией с производимыми банком ABLV выплатами кредиторам, а также за тем, как четко правоохранительная система Латвии работает на конфискацию денежных средств, находящихся в этом банке.

Если почитать официальные отчеты банка, на первый взгляд может сложиться ощущение, что все идет как надо – кредиторские заявки приняты, деньги выплачиваются, количество кредиторов, получивших от банка ABLV выплаты растет.

Давайте прибегнем к сухим цифрам. Согласно информации самого банка, на 31 октября 2021 года ABLV выплаты произведены 14 728 клиентам, что, конечно, составляет около 65% от всего количества клиентов. Тем не менее в денежном выражении это составляет около 650 миллионов евро, при этом 450 миллионов были выплачены из Фонда гарантирования вкладов. Таким образом, за 3 года и 9 месяцев реально произведенные банком ABLV выплаты из самого банка составили порядка 200 миллионов, т.е. около 10% от общей суммы требований размером около 2 миллиардов евро. Для информации – за 2021 год количество кредиторов, которым выплатили деньги увеличилось на 342, а общая сумма увеличилась приблизительно на 150 миллионов евро.

Иными словами, основная сумма кредиторских требований в размере около 1.8 миллиарда евро, по-прежнему находится в банке, поэтому победные реляции про осуществленные банком ABLV выплаты являются иллюзорными.

По словам представителей банка, проверку оставшихся кредиторов они планируют завершить до конца 2022 года. Однако учитывая неоднократные более ранние заявления представителей банка, выскажем свое оценочное мнение, что и до конца следующего года не все проверки будут завершены.

Основываясь на опыте более чем 3.5 лет ликвидации банка, а также на заявлениях представителей судебных органов, можно смело предположить, что после проведения проверки, для подавляющего большинства клиентов банка ABLV выплаты не начнутся, а последует заморозка средств в Службе финансовой разведки и далее их арест в полиции.

Общее время, в течение которого деньги клиентов могут быть заморожены и арестованы, составляет около 3 лет, таким образом, несложно посчитать, что некоторые клиенты могут получить оценку легальности своих средств от полиции где-то в 2025 году. Есть основания полагать, что более 90% дел оказавшихся в полиции будут переданы в суд. Какое количество из них будет конфисковано под вопросом, но можно сказать одно, если не пытаться юридически противостоять этому процессу, то практически со 100% гарантией они будут отобраны. . Этот прогноз основывается в том числе, на том, что с уже несколько лет, для процесса конфискации денежных средств, которые подозреваются в нелегальном происхождении, из латвийского законодательства исключен принцип презумпции невинности. В частности, согласно Уголовно-процессуальному закону - если собственник денежных средств не может достоверно объяснить их законное происхождение и, если совокупность доказательств позволяет следователю допустить, что имущество, вероятнее всего имеет преступное происхождение, то cчитается доказанным, что денежные средства являются преступно нажитыми. В результате, обязанность доказывания легального происхождения денег перекладывается на их собственника.

Таким образом, королем и королевой доказательств по таким делам в Латвии являются, соответственно, допуск и вероятность.

Можно ли как-то бороться с этой ситуацией и приблизить время, когда произведенные банком ABLV выплаты будут не декларативным заявлением на бумаге, а реальностью?

Да, бороться с этим можно. Закон предоставляет различные возможности для защиты своих прав это и обжалования решений финансовой разведки и полиции в суде или прокуратуре, предоставление документов, доказывающих легальность происхождения средств, в конце концов процесс доказывания в суде несостоятельности аргументов следствия и т.д. Однако, как это не печально, кредиторам ABLV следует готовиться к тому, что латвийское законодательство и правоприменительная практика в делах, связанных с подозрением в легализации средств, нажитых преступным путем, дает правоохранительным органам весь необходимый инструментарий для отъема денег без применения особенных усилий и обременения себя необходимостью доказывания. Поэтому, если не противопоставить следствию и суду свою аргументацию, о деньгах можно забыть.