"Новости малого бизнеса": В Петербурге сетевики вытесняют с рынка частные пекарни

Эксперт видит проблему в растущих трудностях с подбором привлекательных по параметрам и ставкам помещений.

 

В ряде российских городов, например в Новосибирске,  наблюдается тенденция к сокращению общего числа заведений в категории «хлебобулочные изделия». Это происходит на фоне роста сетевых проектов. Отмечены также случаи сокращения указанного сегмента за счет небольших пекарен.

 

Прокомментировать ситуацию по этому вопросу в Петербурге «Новостям малого бизнеса» согласилась член петербургской «Деловой России», директор по развитию ОАО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова» Елена Мамичева. 

По ее словам, сейчас хлебозаводы выпускают лишь 70–72 процента от общего объема хлеба и хлебобулочных изделий, еще 14-15 процентов продукции производят цеха при супер – и гипермаркетах. 12 процентов приходится на малые пекарни. «На сегодняшний день доля пекарен в общей структуре петербургского общепита составляет порядка 5 процентов. За последние два года количество пекарен, булочных и кафе с собственным производством на основных торговых улицах Петербурга выросло на 80 процентов, -  уточнила собеседница портала. - Это объясняется изменением вкусовых предпочтений, увеличением взыскательности потребителей и повышением требований к качеству продукции».

По данным Елены Мамичевой, помимо давно и успешно работающих сетей, в последние годы в Северной столице появились новые, динамично развивающиеся пекарни и кондитерские. Наиболее крупные сети насчитывают по несколько десятков точек, всего же в Петербурге работает более 300 подобных заведений общепита. По поводу создания новых точек Елена Мамичева утверждает, что они продолжают открываться в разных районах города, рынок в данном направлении развивается достаточно динамично: «Выходят новые игроки на рынок, которые занимают свою нишу и увеличивают общую численность представителей данного сегмента. В целом, эта часть рынка уже насыщена, но пока всем игрокам хватает места.  Бум открытий таких точек, похоже, уже миновал».

Комментируя информацию о том, что много пекарен закрывается, г-жа Мамичева сказала: «На сегодняшний день рано говорить о закрытии сетевых пекарен при ритейле или пекарен при гипермаркетах, однако за прошлый год в розничных сетях и гипермаркетах доля потребления выпечки сократилась на 10 процентов». А вот доля мини-пекарен и хлебных цехов при супермаркетах на рынке продажи хлебобулочных изделий, по ее словам, выросла почти в 5 раз за последние два года – с 5 до 27 процентов. Одновременно отмечается падение выручки крупных хлебозаводов.

«Спрос на заводской хлеб действительно падает, покупатели хотят наслаждаться свежей выпечкой, которую можно приобрести рядом с домом, поэтому магазины и кафе запускают новые хлебные цеха внутри своих торговых точек, развиваются сети пекарен, в итоге доля крупных хлебозаводов сокращается. Цена в мини-пекарнях сопоставима с ценами гипермаркетов. Все делают вечерний дисконт, чтобы каждый день продукция на полках была свежая», – подчеркнула директор.  

Как утверждает эксперт, общий рынок пекарен можно разделить на несколько сегментов, в большей степени они не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга.

Первый сегмент – это пекарни в супермаркетах и гипермаркетах, где можно приобрести свежий хлеб одновременно с покупкой других продуктов. На них приходится порядка 60 процентов рынка хлебобулочных изделий, производимых пекарнями. Работают они преимущественно в низком или среднем ценовых сегментах, что определяется позиционированием торговой точки. Второй сегмент – пекарни, работающие на вынос, в том числе, в автомобильном формате. За счет расположения вблизи станций метро, офисных центров и в спальных районах, они позволяют потребителям приобрести выпечку домой или в офис. И третий сегмент – это пекарни-кондитерские с посадочными местами, которые всё чаще становятся не только местом совершения покупок, но и деловых встреч. Для них хлеб – одна из ассортиментных групп, наряду с которой предлагаются пироги, пирожные, сэндвичи, чай и кофе. В сумме два последних сегмента закрывают около 40 процентов спроса на хлебобулочные изделия.

Елена Мамичева признала, что выявленная в Новосибирске проблема вытеснения мелких предпринимателей сетевыми проектами прослеживается также и в Петербурге. Вытеснение мелкого и частного предпринимательства идет за счет роста сетевых операторов-пекарен: «В Петербурге работает большое количество пекарен-кондитерских, причем в первую очередь активно осваивают рынок сетевые операторы. При этом конкуренция между пекарями за последний год заметно усилилась, а найти привлекательное по параметрам и ставкам помещение стало намного труднее».