Как сказалась шестилетняя работа Бабюк на инвестиционной привлекательности Петербурга?

Она занимала должность председателя комитета по инвестициям Смольного более 6 лет.

По мнению аудиторов контрольно-счетной палаты, примерно в 20 млрд рублей обошлись Санкт-Петербургу изыскательские работы по прокладке линии легкорельсового трамвая от аэропорта «Пулково», строительству Орловского тоннеля, сооружению Ново-Адмиралтейского моста и многим другим амбициозным задумкам комитета, которым руководила Бабюк.

Один из наиболее известных замыслов комитета, которое в итоге так и не сдвинулось даже со стадии предпроектных изысканий, – это прокладка линии «Надземного экспресса», который должен был связать Московский вокзал и аэропорт «Пулково». На его проектирование, выяснили аудиторы, было потрачено более миллиарда рублей.

Идея строительства ветки скоростного трамвая родилась еще в 2009 году при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда на проектирование потратили почти 300 млн рублей. В 2011 году уже при Георгии Полтавченко на доработку проекта потратили еще миллиард. Концепция при этом неоднократно менялась – в 2014 году вместо Московского вокзала в проекте возникла станция метро «Купчино». Комитетом по инвестициям даже был объявлен конкурс, хотя то, что заинтересовать иностранных инвесторов проектом легкорельсового трамвая невозможно, было очевидно уже тогда.

При этом даже в Смольном открыто говорили, что гораздо реальнее было бы запустить трамвай в «Пулково» от Балтийского вокзала.

Проектирование этого маршрута комитет по инвестициям также начал прорабатывать, поручив работы Ленгипротрансу. Сумма контракта составила 820 млн рублей.

Еще раньше, в 2013 году, изучалась возможность прокладки маршрута до «Пулково» от станции метро «Проспект Ветеранов». На проектирование почти выделили полмиллиарда рублей, но вмешался вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, указавший на преждевременность проектирования.

Все это время в комитете по инвестициям продолжали ссылаться на неких китайских инвесторов, якобы заинтересованных в строительстве линии «Надземного экспресса».

Очередной грандиозный проект, которым озадачился город еще до Бабюк, – это так называемый транспортный обход центра Петербурга. Частью этой идеи, в частности, должен был стать Орловский тоннель – на его проектирование потратили 2,2 млрд рублей. Первые деньги из бюджета выделили в 2005 году при губернаторе Матвиенко, в 2011 году Георгий Полтавченко от строительства тоннеля отказался. Тогда же спрятали до лучших времен и идею Ново-Адмиралтейского моста через Неву, изучение возможности строительства которого, к слову, тоже стоило более 2 млрд рублей.

Важно отметить, бюджетными средствами, впустую потраченными на предпроектные изыскания по нереализованным идеям, дело не ограничивается – Смольному, возможно, еще придется заплатить крупные неустойки подрядчикам. Так «Невская концессионная компания» требует от правительства Петербурга около миллиарда рублей за отказ от строительства Орловского тоннеля. Суд пока на стороне истца.

За отказ от идеи возведения Ново-Адмиралтейского моста с городского правительства пыталась получить компенсацию и компания «Пилон». Конфликт в итоге был улажен – для этого, утверждают знакомые с ситуацией участники рынка, компании пообещали участие в других крупных проектах, например, в строительстве моста через остров Серный.

А задумка чиновников по строительству нового зоопарка в Юнтолово обернулось тем, что Смольный был вынужден компенсировать расходы в 920 млн рублей французскому подрядчику.

Итогом шестилетней работы Ирины Бабюк на посту председателя комитета по инвестициям стало, с одной стороны, отсутствие реализации громких инвестиционных проектов, а с другой – рост протестной активности горожан в отношении сомнительных коммерческих планов, как случилось, например, при попытке построить огромный торговый комплекс в парке Интернационалистов.

Эксперты отмечают, что в программе социально-экономического развития Северной столицы до 2030 отсутствует четкое понимание того, какие именно отрасли должны быть модернизированы в первую очередь. Было выявлено также и слабое взаимодействие исполнительных органов власти, отторгающее практическую реализацию бизнес-планов потенциальных инвесторов.

Исполнять обязанности руководителя Комитета по инвестициям назначен Евгений Васильев, сообщает пресс-служба Смольного.