Без храма пространство может стать маргинальным

Дом архитектора в Санкт-Петербурге – то место, которое всегда стоит посетить, даже без всякого повода, настолько там все великолепно внутри. А уж если там проходит одна из дискуссий Санкт-Петербургского международного культурного форума, тем более.
 
Корреспонденту «Конкретно.ру» довелось побывать на  панельной дискуссии под названием «Национальное пространство — проекция культуры». Модератор встречи архитекторов из разных стран Олег Явейн заявил, что разговор пойдет о градостроительной ткани российских малых городов и поселений, а также  опыте таких поседений в Сербии и США, откуда на эту встречу прибыли известные архитекторы.
Первым слово взял Андрей Боков, президент Международной академии архитектуры в Москве, народный архитектор РФ, сказавший, что надо искать выход из сегодняшнего положения в контексте всей страны как национального пространства. «Возьмем последнее столетие: советская власть, потом 30 лет стихийного рынка – мы только последние несколько лет стали намечать более-менее правильный переход к развитию малых городов. – сказал он. – Тогда они больше строились как моногорода, в основном по принципу завод плюс жилая застройка. И хотя эта форма изживает себя, но моногорода это все же не приговор». Он сослался на удачный опыт моногородов по типу чисто туристических, или курортных. «Если говорить о прошлом, как части вечного – у нас все-таки есть потенциал для развития».

Александр Федоров, потомственный архитектор, принявший в 1990 году священнический сан, ныне архимандрит, настоятель Императорского Петропавловского собора, председатель Санкт-Петербургской Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, начал свое выступления с того, что обозначил языческие поселения как аморфные, а христианские города – с кристаллической структурой. «Пространство первично, а форма вторична, - сказал он. - Города структурируются благодаря храмам, как смысловым узлам. Нет жизни там, где нет восстановленных церквей и народ даже своим силами во многих поселениях возвращает их к нормальной жизни».
Сербский архитектор Любиша Фолич в своем выступлении был далек от радужной оценки картины с малыми городами в своей стране. «У нас тоже старые постройки на грани исчезновения – с горечью констатировал он, - но мы стараемся в первую очередь зафиксировать их, в том числе я это делаю в своей работе».
Вскоре после прекращения бомбардировок Сербии в 1999 году, от которых пострадали многочисленные памятники культуры, профессор Фолич приступил к обследованию разрушенных духовных объектов Косово и Метохии. Материалы исследований опубликованы в издании «Распятое Косово» и переведены на русский язык. Одной из важнейших задач Любиша Фолич считает поиск ответа на вопрос о создании архитектурной формы как основы непознанного будущего. Его научные интересы сконцентрированы на происхождении и воплощении архитектурной формы и представлены в книге «Анализ архитектурной формы».
Его коллега из США Энтони Видлер, профессор архитектуры Куперовского союза, приглашенный профессор Школы архитектуры Йельского университета, в ответ на реплику Олега Явейна о том, что уж в США малые города и поселения в полном порядке, был несколько пессимистичен. «У нас тоже есть покинутые места, а некоторые церкви превращены в такие заведения, что в них трудно угадать их истинное предназначение.  Чаще всего в таких поселениях живут не сильно богатые люди. Но все же немало делается и для сохранения там жизненного уклада». По его словам, гораздо более положительный опыт в этом плане в Англии, где он какое-то время проживал.
Все мы знаем, как приятно посетить небольшие городки во Франции, или в испанской, итальянской или португальской провинции. Значит мировой опыт есть, осталось только его изучить и применить на практике. Ну а в России – тут все участники дискуссии сошлись во мнении: «Где нет храма – там нет и жизни». Или как выразился Олег Явейн – без храма  пространство может стать маргинальным.