«Меня Сибирь за пазухой спасает от войны и огня»

В Петербурге состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная выставке рисунков военного времени «Нет войне», созданных детьми членов Ленинградского Союза советских художников в эвакуации под Тюменью.
 
Выставка приурочена  к 75-й годовщине Победы, и организована в стенах Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков. Тоже пока в режиме онлайн.
Об экспонатах выставки, их авторах, ставших впоследствии известными художниками, скульпторами и архитекторами, образовательной программе проекта, а также новых возможностях взаимодействия музеев с посетителями рассказали директор музея Марина Джигарханян, сотрудник образовательного отдела этого же музея Викторина Смурова и  заслуженный художник Российской Федерации, представитель целой династии художников Владимир Прошкин.
Директор музея поведала об удивительной истории о том, как когда-то Союз художников передал им в дар рисунки детей, эвакуированных и Ленинграда в Сибирь. «Эта выставка уникальна по своему историческому и художественному потенциалу, так как дети изображали, что их окружало и волновало – сказала Марина Джигарханян. - Глядя на них мы можем составить свое впечатление о том времени, быте эвакуированных ленинградских детей».

Викторина Смурова как сотрудник образовательного отдела музея рассказала, что они начинали работать с папками рисунков, в первую очередь определив имена известных художников. Например, хорошо известен Валерий Траугот, художник и график, его брат и отец тоже художники. Музейщики исследовали их биографии, а  также вышли на такие громкие имена как Владимир Прошкин, который был в эвакуации в этой группе детей с мамой и сестрой, передает корреспондент «Конкретно.ру».
Вот что он рассказал: «Этот путь начался на станции Гаврилов Ям в Ярослаской области, где мы жили около месяца. После этого нас - детей художников и архитекторов, вывезли одним эшелоном в середине ноября 1941 года в Сибирь. В теплушках мы ехали 40 дней.  Приехали на станцию и нас встретили удивительно тепло, отвезли в школу, там выдали по кружке молока с ломтем хлеба. Попали в большое село и началась нормальная жизнь, полуголодная, но сами себе заботились – с весны 1942 года собирали крапиву и лебеду, что-то разрешали есть из подножного корма». Летом 1942 года дети вместе со взрослыми стали обрабатывать отведенные им 3 га земли, вырастили урожай, и сами себя обеспечили овощами, им давали еще с маслозавода сыворотку.

Он посетовал, что из-за режима самоизоляции пока не может выходить и дома и рисунков в музее еще он не видел, но порадовался, что выставка, пусть пока и в режиме онлайн, воскрешает в памяти события того времени.
Отвечая на вопросы о том, что именно они рисовали, Владимир Прошкин сказал: «Мы со Славой Серовым рисовали пейзажи, реку в песчаных берегах, каньон, отмель и обрывы. Что видели вокруг, то и рисовали: труд колхозников, животных - лошадей и коров».
О тех годах хорошо сказал Владимир Британишский, которому тогда было 10 лет. Он стал поэтом и посвятил Емуртле стихотворение, в котором есть такие строки: «Меня Сибирь за пазухой спасает от войны и огня».
Эта выставка из детского проекта перешла и на взрослую аудиторию. Художники, чьи детские рисунки в ней участвуют, известны не одному поколению, и мы хотели сделать акцент на том, что надо знакомить с их творчеством - это еще один пласт, мы будем его дорабатывать, сказала Викторина Смурова. Исследование детских рисунков выросло в многоплановое, как только мы раскрыли ту коробку. Стали изучать и из маленькой выставки детских рисунков вышла серьезная история.

Отвечая на вопрос, не отобьет ли онлайн трансляция у посетителей охоту посещать музей, его сотрудники уверили, что идет шквал звонков с вопросами о скорейшем открытии  музеев. «У нас так получилось, что 16 марта мы открыли три выставки, а с 18 мая все музеи закрыли, проводим пока экскурсии в таком формате –  сказала Марина Джигарханян.
В настоящее время на выставке «Нет войне: Великая Отечественная глазами детей войны» представлено 75 рисунков, а на самом деле их около 1000. «Многие работы не подписаны - только около 50 авторов можно назвать, так что и здесь есть поле для исследовательской работы, – сказала в заключение Марина Джигарханян. -  Карантин показал творческие возможности онлайн-формата, мы поняли, что все надо снимать на видео, эта жизнь дала новые знания, как когда-то опыт военного времени. Но это никогда не заменит человеческого общения, только непосредственное эмоциональное соприкосновение с произведениями искусства дает полное погружение и полное понимание».