Константин Райкин: «Может быть, вирус послал Господь, чтобы мы поняли ценность живых связей»

В рамках ХV Международного Санкт-Петербургского книжного салона с журналистами встретился художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Народный артист России рассказал о значении поэзии в жизни и творчестве, в том числе во время нынешней карантинной ситуации.
 
«Поэзия – это наиболее концентрированный эмоционально и интеллектуально жанр литературы, и в целом искусства, наиболее приближенный к музыке» - сказал он. – Кроме того, это театральная грань работы артиста, который, как и я в том числе, исполняет поэтические произведения». Константин Райкин уточнил, что хорошие артисты стихи не просто читают со сцены, а обязательно исполняют их. Среди них он выделил С. Юрского и А. Филиппенко.
По его словам, сам он активно интересуется не только классической, но современной поэзией. В стихах хороших поэтов, например, таких, как Давид Самойлов, всегда есть драматургия, есть, что сыграть. Но самая великая драматургия, по его мнению, стихотворная, например, это пьесы Шекспира.
Карантинная эра - это чрезвычайная ситуация для всего мира. Рассказывая о работе своего театра в условиях изоляции, Константин Райкин назвал спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», премьеру которого артисты сыграли в начале эпидемии. Готовили заранее и сыграли при пустом зале – так начался карантин для «Сатирикона». Первая премьера, которую должны выпустить после эпидемии - «Плутни Скапена». Спектакль уже  отрепетировали, передает корреспондент «Конкретно.ру».
«Я многое переосмыслил в ходе самоизоляции, каждый день занимался литературой – это драматургия и поэзия, критика и лекции. Очень многое подготовил как актер. Из стихов А.С. Пушкина выучил и показал в интернете «Сказку о царе Салтане» - это бескрайнее море возможностей, – рассказал народный артист. - Занимался дистанционно со студентами, разбирали тексты, в частности Пушкина».
Отвечая на вопрос журналистов о пяти книгах, по его мнению, обязательных к прочтению, К. Райкин назвал «Братьев Карамазовых» Достоевского. Из современных авторов – произведения Е. Водолазкина. Любит он Бродского как поэта и эссеиста, из зарубежных назвал Диккенса и Сервантеса, посоветовал почитать драматургию ирландца Мартина Макдонаха.
Бродского он считает сложным для восприятия на слух, поэтому в свои программы исполнительские не включает: «Бродский специально писал непросто, это качество его индивидуальности. Его стихи надо читать глазами, концентрироваться на строчках, которые требуют расшифровки. Обожаю его эссе и размышления о жизни».
Отвечая на вопрос, не вытеснит ли интернет книгу, К.Райкин  утверждает на основе опыта работы со студентами, что они не приучены к чтению, и это почти повальное явление.  «Это большая проблема нового поколения, которое предпочитает быстренько найти информацию в интернете. Книга как предмет мне становится дороже, чем раньше, она имеет вес, цвет, даже запах».
Аудиокниги К. Райкин не слушает, как профессионала его возмущает, как исполняет текст тот или иной артист, вместо этого он лучше прочтет книгу глазами.
«Интернет и книга спорят, но очень надеюсь, что книга не погибнет» - сказал он. - От дистанционного общения люди устали,  и живого общения с театром и его актерами интернет тоже не заменит. Это как если гербарием пытаться заменить лес. Благодаря этому антракту мы соскучились друг по другу, почувствовали необходимость в живом общении. Может быть его послал Господь, чтобы мы поняли ценность живых связей друг с другом», - сказал в заключение худрук «Сатирикона».