Об экологии побережий Финского залива - из уст «Друзей Балтики»

Северный и южный берега Финского залива в конце прошлой недели стали объектами внимания журналистов в ходе медиа-тура под названием «Вода и климат». Осмотр побережий Финского залива и рек включал места в Курортном и Ломоносовском районах с примерами локальных последствий изменения климата и решений по адаптации к ним.

 

Цель экологической экскурсии - посетить места, показывающие связь последствий изменения климата с состоянием водных экосистем. Эксперты затронули вопросы влияния климата на загрязнение рек и родников, усиление процесса эвтрофикации - зарастание залива и других водоемов, распространение сине-зеленых водорослей, разрушение берегов, а также рассказали о возможностях снизить подобные последствия или адаптироваться к ним.

Первым посетили Сестрорецкий разлив, на берегу которого Александр Есипенок, руководитель водных программ АНЭО «Друзья Балтики», рассказал, что оно имеет искусственное происхождение и вытекает из него река Малая Сестра. На примере водохранилищ он привел данные о разложении органики на их дне, что ведет к выделению большого количества углекислого газа и метана с выбросом в атмосферу парниковых газов. При этом происходит изменение микроклимата. На месте было наглядно видно, как идет заболачивание прилегающей территории.

У расположенных в тех же местах садоводств другая беда - наводнения в пойме реки Сестры. Одно из таких пострадавших садоводств – СНТ СИЗ - участникам поездки показали в Сестрорецком районе. Последнее по времени затопление там было в феврале 2020 года. «Это произошло зимой, – рассказала его председатель Елена Стерхова. - Вода поднялась очень быстро, и было большое затопление. Мы вместе с двумя садоводствами Ленобласти «Речное» и «Лесное» были в группе, наблюдали как быстро вода заполняла непривычные места. В комитет по водопользованию обратились, когда вода уже заходила в дома к людям.  Нам обещали принять меры по очистке реки, надо убирать топляки, кустарники». По ее словам, в 1957 году, когда создавалось садоводство, водоохранная зона составляла 5 метров и участки располагались за ее границей, а в 2007 году она стала 20 метров и по этой причине 23 участка в СНТ до сих остались с неоформленными документами, передает корреспондент «Конкретно.ру».


Анна Ушакова, руководитель проектов АНЭО «Друзья Балтики», привела примеры крупных наводнений в этих местах: апрель 2018 года - река Сестра вышла из берегов и смывала садоводства в половодье. В октябре того же года в результате обильных дождей (паводок) в зону подтопления попали СНТ «Речное», «Лесное», «Приречное», что находятся рядом с Белоостровом. А в феврале 2020-го произошло затопление прилегающих к реке Сестра дачных и садовых участков в результате штормового ветра с дождями.  По ее словам, с экологической точки зрения, наиболее серьезные последствия затоплений – это попадание в природные воды различных загрязнителей, смываемых во время подъема уровня воды с территорий, попавших в зону затопления. Журналистам показали конкретные места затопление в СНТ, куда вода дошла до уровня двери садового домика.

Третьим осмотренным местом в Курортном районе был берег Финского залива в Репино. Ольга Сенова, директор АНЭО «Друзья Балтики», рассказала, что несмотря на то, что в этом месте была построена защитная стенка и укреплена смотровая площадка, в 2015 году во время декабрьского шторма образовалась промоина, и они были частично разрушены.   По заказу комитета по природопользованию было обследовано побережье и обнаружены 15 километров аварийных участков берега – а это 40 процентов береговой линии в Курортном районе. По ее словам, там разная степень разрушений, но иногда сильнейшие штормы уносили по 2-3 метра за несколько дней.

Журналистам и блогерам показали, что происходит на 11-м участке, где идут работы по берегозащите. Разрушения происходят при сочетании трех причин – сильный шторм, сокращение срока ледового покрова и подъем уровня воды при сильном западном ветре. Тогда идет воздействие на берег экстремальное, уносятся огромные объемы песка и берег отступает. Лазерное сканирование берега проводят для оценки объема потерянного песка, берегозащитные работы будут проводить и муниципалитеты. Но пока паспорта климатической безопасности только рекомендуют. А размеры изменений серьезные: в последние десятилетия этот процесс в Финском заливе усилился. Во многих местах берег отступил на 20-30 метров. Конкретно в Комарово, например, с лета 2012 года по декабрь 2015-го кромка берегового уступа сместилась в сторону суши на 2,5 метра, а подножье склона отступило почти на 10 метров.

Весьма интересные цифры организаторы поездки назвали во время переезда по дамбе из Курортного в Ломоносовский район. Полная протяженность защитных сооружений - 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, Высота дамбы - 6,4 м над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки -7,5 м. Комплекс может быть закрыт максимум на 48 часов. На практике по данным 2018 года дольше всего было закрытие на 40 часов. В настоящее время наводнением считается подъём воды выше 160 см от нуля Кронштадтского футштока. Со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше).


Следующим объектом показа была река Караста около ж-д станции Ораниенбаум, где она выглядит скорее как узкий канал. Длина реки 18 км, она берет начало в лесах Ломоносовского района. Впадает в Финский залив в районе порта и в нижнем своем течении соединена с Шлюпочным каналом, созданным в 1862 году. Причем на наших глазах рядом с привокзальной площадью в нее ведет хорошо заметная труба со сточными водами. И это несмотря на заверения, что с 2019 выпуски сточных вод переключены на Петергофские очистные сооружения, а нефтепровод под Шлюпочным каналом по некоторым данным сейчас не эксплуатируется. Но жители города еще очень хорошо помнят, как в 2018 году в августе после пяти дневного периода сильных дождей в нижнем течении Караста вышла из берегов, привокзальная площадь была залита на высоту до полуметра, том числе залиты канализационные люки, а их содержимое попало в реку.

В этот день участникам поездки показали еще три места: родник в пос. Большая Ижора, где прямо на их глазах провели пробы воды, которые показали загрязнение нитратами в 50 мг на литр, при норме не выше 45.

На побережье Финского залива рядом с Большой Ижорой Елизавета Меринова, руководитель программ по морскому мусору и микропластику АНЭО «Друзья Балтики» рассказала о том, что в июне 2019-го года здесь провели мониторинг морского мусора.

На участке берега в 100х10 метров обнаружили около 100 предметов: сигаретные фильтры и окурки, пластиковые стаканы и бутылки, крышки от них, пластиковые пакеты. И это одно из наиболее чистых побережий, худшим был признан тогда пляж на Канонерском острове - более 1000 мусорных предметов, если не считать примерно 1000 стекол и несколько тысяч обломков кирпичей.

Пластик- вода - климат - такую неблагоприятную цепочку выявили экологи  и считают, что в первую очередь важно сократить производство «ненужного» пластика и правильно утилизировать его.

И последней была такая деликатная тема, как сухие туалеты, о принципах действия которых рассказали на примере их использования в СНТ «Фауна». Вот говорящие цифры. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области расположено более 3,5 тысяч садоводств, в которых летом проживает более 2 миллионов садоводов. За три летних месяца садоводства производят отходы, содержащие более 2300 тонн азота и 300 тонн фосфора. При отсутствии качественной очистки стоков, соединения азота и фосфора поступают в грунтовые и поверхностные воды, способствуя биогенному загрязнению водоемов, водотоков и в конечном итоге Балтийского моря. Если отходы собирать отдельно и без воды, то их можно превратить в полезные удобрения, богатые азотом и фосфором. Такая технология воплощена в туалетах с компостированием отходов. Но это конечно недешево: средняя стоимость сухого туалета смешанного типа от 4 000 до 30 000 рублей в зависимости от производителя, сепарационный сухой туалет стоит от 27000, компостный - от 30000 рублей.