Прощание с «Живым трупом»

25 сентября в Александринском театре, который также ныне именуется Национальным драматическим театром России,в последний раз был показал спектакль «Третий выбор», поставленный худруком театра Валерием Фокиным по пьесе Льва Толстого «Живой труп», премьера которого состоялась 21 февраля 2015 года.

 

Поразительна история постановок этой пьесы в данном театре – она четвертая по счету. А сам «Третий выбор» - это вторая редакция спектакля Валерия Фокина – первая под толстовским названием «Живой труп» была осуществлена в 2006 году, потом сошла со сцены. Затем режиссер вернулся к этой пьесе, выбрав другого актера на главную роль и иное название для спектакля.

В первой редакции Федора Протасова играл Сергей Паршин и многие до сих пор помнят его в этой роли, во второй редакции Петр Семак исполнил роль главного героя совершенно в другом ключе.

Мы не застаем его мечущимся в принятии основного решения – уйти от жены. Этот выбор он уже сделал, переселившись под лестницу доходного дома, куда к нему, в этой трактовке совершенно опустившемуся человеку, приходят другие герои пьесы с намерением вернуть его в семью. И тут становится совершенно непонятен режиссерский ход Валерия Фокина - об изменении места добровольного обитания Протасова, передает корреспондент «Конкретно.ру». В пьесе Льва Толстого он живет у цыган, и временами обитает у одного из своих друзей, а в интерпретации Фокина - это суровая клетка, которая периодически выползает из оркестровой ямы, демонстрируя похожего на бомжа человека, в стоптанный башмаках и в пальто будто с помойки. Недопитые бутылки окружают его, и любимая Маша, уже не цыганка, как в пьесе, а похожая на курсистку девушка, периодически приходит в это подземелье и пытается вернуть ему человеческий облик.


Именно Маша в исполнении Олеси Соколовой подталкивает его к решению стать «живым трупом» - имитировать утопление, оставив записку о намерении покончить жизнь самоубийством. Это развязывает руки его жене Лизе, в исполнении Ольги Белинской, и его другу Виктору Каренину (Андрей Матюков), которые смогли, не дожидаясь тягостного развода, пожениться.

Все вокруг удовлетворены такой развязкой – матери Лизы и Виктора, они сами и окружающие их близкие. Но не зря с первой сцены спектакля в него введен дворник по фамилии Троицкий. Случайно встретив практически неузнаваемого Протасова, он обнародует его тайну и вот уже идет следствие, счастливую пару Карениных вызывают на допрос и… Завершается спектакль настоящим самоубийством Протасова в лифте великолепной декорации, который поднимается вверх, унося его тело, а вместе с ним проблемы его бывшей жены и ее второго мужа.

Нельзя не сказать о бессменном исполнителе еще одного персонажа пьесы -  князя Абрезкова великолепным Николаем Мартоном. С прямой спиной и прекрасным голосом, он, которому уже за 90, перемещается вверх и вниз по лестничным пролетам, говорит по-французски и уговаривает всех оставаться людьми.

При этом все основное действие происходит в превосходных декорациях, созданных блистательным Александром Боровским еще к постановке первой версии фокинского спектакля. Лестничные марши с действующим лифтом, как в парадных подъездах петербургских исторических домов, искусные решетки в стиле арт-деко так выигрышно смотрятся на сцене, что порой кажется, что именно эта великолепная конструкция является главным персонажем спектакля, а не его фоном. Особенно когда настоящий лифт возит гостей и жителей дома, или когда по лестницам как тени на фоне светлого задника сцены скользят другие участники спектакля.


Валерий Фокин утверждал, что для него основная тема пьесы – тема ухода, сознательного выпадения из замкнутого круга. И поэтому назвал свой спектакль «Третий выбор», то есть один из трех названных самим Толстым в пьесе – либо принимать жизнь такой как она есть, либо бороться с ней, либо – сознательный уход в небытие.

А теперь вот худруком театра сделан очередной выбор – спектакль покидает репертуар.

Уточним еще, что эту пьесу ставили в Александринском театре Вс. Мейерхольд и А.Л. Загаров (1911), а возобновлена постановка была Н. Н. Арбатовым в 1921 году – ровно 100 лет назад. Затем В.П. Кожич и А.Н. Даусон обратились к ней в 1950-м. В главной роли Феди Протасова за эти годы выступали такие выдающиеся артисты, как Роман Аполлонский, Павел Самойлов, Илларион Певцов и Николай Симонов. Теперь к ним можно добавить Сергея Паршина и Петра Семака.