В Эрмитаже открылась главная выставка года

В ходе традиционных декабрьских Дней Эрмитажа в Николаевском зале была представлена самая масштабная выставка текущего года «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».

 

Это юбилейная выставка Альбрехта Дюрера (1471–1528), в состав которой вошло более 400 экспонатов, организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи и Ярославского художественного музея. Основой выставки стали резцовые гравюры и ксилографии, дополненные рисунками гениального художника. Здесь представлены значительные гравюры серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана 1 – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие».

Как рассказали в ходе пресс-показа кураторы выставки Светлана Мурашкина и Наталья Сэпман, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, изобразительный материал выставки организован по 12 тематическим разделам, десять из которых посвящены самому Дюреру и только два его учителям и последователям.

Альбрехт Дюрер – один из крупнейших мастеров эпохи Северного Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. На данной выставке представлено около четырехсот его произведений. И в первую очередь это его гениальные графические работы.

«Для современников он был в первую очередь гравером и графиком. У нас есть почти все его известные гравюры, имеются и рисунки, так что именно графика составляет основу нашей выставки – рассказала Светлана Мурашкина. –  Кроме того, в последнем разделе мы показываем некое восприятие Дюрера в течение последующих веков. Так что здесь представлены не только вещи эпохи Дюрера, но и его последователей».

К каждому разделу есть экспликации, при этом гравюры самого Дюрера заключены в белые паспорту, а его подражателей и последователей - в серые, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Серия «Жизнь Марии» из 22 работ открывается одной из самых известных гравюр мастера «Мария на полумесяце» (1511), далее следуют «Отвержение жертвы Иоакима» и «Видение ангела Иоакиму» (1504) и другие из этого цикла. В том числе знаменитая гравюра резцом «Святое семейство со стрекозой» и ксилография «Святое семейство с тремя зайцами» - обе 1497 года.


В середине Николаевского зала представлен цикл «Страсти Христовы» с гравюрами «Бичевание Христа» (1497), «Се человек» (1498) и далее все гравюры этой серии.

В центре зала внимание посетителей привлекают рыцарские доспехи. Это и символ эпохи, и антураж многих персонажей гравюр и рисунков Дюрера. А также образ одного из главных заказчиков, в том числе монументальной гравюры «Триумфальная Арка», блестяще выполненный методом ксилографии портрет Императора Максимилиана I  (1519).    

Показаны на выставке его гениальные «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – как пример его недосягаемого гравировального мастерства.

Безусловно, интересно будет сравнить 4 гравюры знаменитой «Мелахолии», в том числе одна из них представлена в цвете. Хотя, как процитировал Михаил Пиотровский на открытии выставки, ссылаясь на слова Эразма Роттердамского, который якобы говорил, что Дюрер «оскорбил бы свои произведения, если бы решил внести в них краски».

Здесь можно увидеть собственноручные рисунки Дюрера – всего их в Эрмитаже 10, в том числе эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.

Целая история связана с представленными на выставке витражами по рисункам Дюрера. Довольно большого размера, они когда-то украшали храм Петра и Павла на Невском проспекте. В советское время красочный слой и целостность несколько пострадали, так как там был бассейн. Затем они хранились в запасниках Эрмитажа и вот специально к этой выставке были восстановлены и дополнили ее своим колоритом и мастерством реставраторов.

Отдельный раздел выставки посвящен знаменитому «Носорогу» - представлена как сама гравюра с его изображением, иллюстрации в книгах и даже скульптурные изображения в виде подставок к корпусу часов.

Кроме того, на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства – витражи, деревянные скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого художника.

И все же главное его наследие – сами рисунки и гравюры. Значительное количество произведений Дюрер рисовал мелом и углем. Например, углем выполнено необыкновенное нежное изображение Мадонны, представленное для выставки ГМИ имени Пушкина.

Однако, самым любимым инструментом Дюрера-рисовальщика было перо: оно позволяло художнику обращаться с линией наиболее виртуозно. Пример тому, его рисунок пером на бумаге «Мадонна с младенцем на каменной скамье» (1520), предоставленный тем же музеем.

Выставка будет работать в Эрмитаже до 28 марта 2022 года.