Аттила Виднянский: «Жизнь важнее чем театр, но театр - это прекрасная часть жизни»

Спектакль «Процесс» - о поисках вины.

 

Общеизвестно, что декабрь - это время премьер в Петербурге. Не стал он исключением и в этом году. Среди многочисленных новых спектаклей особенно выделятся «Процесс» по мотивам одноименного романа Франца Кафки, поставленный венгерским режиссером Аттилой Виднянским в Александринском театре.

«Процесс» — это второй спектакль, который в этом театре создал один из лидеров современной европейской сцены, художественный руководитель Венгерского Национального театра.  Первым стал спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (2016 г.)  Ведущей темой того спектакля была утрата Бога и погружение в хаос. Уже тогда было заявлено наступление абсурда, а Достоевский в спектаклях Атиллы Виднянского выступил как предтеча Кафки.

Его обращение к «Процессу» сейчас выглядит очень закономерно. Как известно, классик литературы XX века Франц Кафка родился в 1883 году в Австро-Венгрии.  Роман «Процесс» он писал в 1914-1915 годах, но опубликован он был, как и многие произведения автора, уже после его смерти, последовавшей в 1924 году.

«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», — так начинается философский и, кстати, неоконченный роман Франца Кафки и эта же фраза становится зачином спектакля в Александринке. Причем, происходит арест в день его 30-летия и по непонятной как ему самому, так и многим другим персонажам, причине.

Красной нитью через все действие проходит всем хорошо известный вопль: «За что?» Герой все время задает этот вопрос своим мучителям, самому себе и весь спектакль пытается найти свою вину в собственном прошлом, передает корреспондент «Конкретно.ру». И непонятные на первый взгляд многочисленные, порой не менее шести, одновременно происходящие действия на всем пространстве сцены, позже сливаются в осознание – это Йозеф К. обращается то к детству, то к работе в банке, то к другим эпизодам своей жизни.

Очень интересно решение с оформлением сцены. В самом начале действия она практически пуста – стоит кровать, с которой прямо в исподнем поднимают Йозефа К. пришедшие за ним представители власти. Но постепенно она наполняется разными предметами – реальными и воображаемыми, а порой похожими на реально- гипертрофированные. Это различные лестницы и подиумы, детские машинки гигантских размеров и многое другое. Вместе с ними появляются населяющие эти отдельные части декораций герои: маленький мальчик со своей красивой мамой в шикарной шляпе, банковские служащие в разноцветных костюмах, хозяйка квартиры, которую снимает герой, его соседка и многие другие. Все они сначала существуют на сцене параллельно друг другу, а потом непостижимым образом начинают взаимодействовать. Всего в этом спектакле 40 ролей с разной наполненностью текстом.


Огромные монологи в этом 3,5 часовом спектакле у Ивана Труса, исполняющего роль главного героя. Блестяще передает он переходы от недоумения, непонимания к отчаянию и даже смирению, затем новый взрыв, как бездна, от взлетов и до падения.

В телевизионных интервью Аттила Виднянский говорит: «Игорь Трус - одаренный артист, он может молчать и очень интересен. Пространство вокруг его героя наполняется предметами. С ужасом замечаю, что с годами вокруг каждого все больше вещей, и уходя в себя понимаешь, как много там всего, в том числе и потерь. Спектакль об этом…»

Сюрреализм происходящего на сцене завораживает, количество персонажей и конструкций вокруг них растет, видоизменяется. Все это подчеркнуто необыкновенно точно подобранным музыкальным сопровождением, небанальными цветовыми решениями. Процесс во всех смыслах запущен и все происходит помимо воли и желания Йозефа К., который мучительно ищет причину своей вины и не находит, но, как и Гамлет у Шекспира, остается виноватым без вины.

Режиссер подчеркивает, что «он виноват, как любой человек из нас. Как вы виноваты, как я. Мы все виноваты, если по-христиански смотреть на это. Тогда мы рождаемся уже с виной. Но юридически он не виноват».

Очень запоминается такой персонаж спектакля как дядя Йозефа К., приехавший ему на помощь из деревни. В исполнении блестящего актера этого театра, народного артиста России Игоря Волкова, он бессилен помочь родному человеку.

Сценографию и костюмы к «Процессу» придумали Мария и Алексей Трегубовы – их  талантливая работа создает незабываемую атмосферу спектакля.

«Беззащитность человека здесь в центре произведения», - справедливо утверждает режиссер-постановщик и надеется, что на этот спектакль придут не просто зрители, но и соучастники, возможно даже его соавторы.  Ведь, по его словам, здесь сложные декорации, много деталей и нужно было найти свой темпоритм, при этом были большие сомнения, будет ли держаться стержень спектакля. Иногда Аттила Виднянский чувствует, что это жизнь, а потом понимает, что это игра. «Жизнь важнее чем театр, но театр - это прекрасная часть жизни» – утверждает венгерский режиссер.

Ближайший премьерный показ «Процесса» в Александринском театре 23 декабря 2021 года.