Одним из первых иноагентов могла стать «Фонтанка»?

Петербургская интернет-газета, претендующая на лидерство в своем цехе, еще в 2013 году отведала «буржуйского» пирога.

В состав рабочей группы ЗакСа по обсуждению судьбы СМИ-иноагентов вошел и главред «Фонтанки» Александр Горшков. С одной стороны, он представляет издание, которое последовательно и активно критикует власть, заявляя о своей беспристрастности. С другой – появление представителя интернет-газеты среди оппозиционных депутатов нельзя назвать случайностью – еще в начале прошлого десятилетия «Фонтанка» поменяла российское подданство на шведское. При этом физические лица – владельцы издания, в том числе и Горшков, продали 51% пакет медиагруппе Bonnier Group, по разным оценкам, от 6 до 12 млн евро.

Впрочем, шведы обязались не вмешиваться в редакционную политику, предполагая извлекать прибыль от размещения рекламы. Следует, тем не менее, отметить, что со сменой мажоритарного собственника усилилась критическая позиция «Фонтанки» в отношении событий на юго-востоке Украины, а затем и российского военного присутствия в Сирии.

Несмотря на то, что миноритарные владельцы успели получить первую часть от продажи своего пакета шведам, союз оказался недолгим. В силу вступил российский закон, согласно которому максимальная доля иностранных владельцев СМИ не может превышать 20%.

В 2015 году миноритарные акционеры ЗАО «АЖУР-Медиа», издающего интернет-газету «Фонтанка.ру», а также «Водитель Петербурга», «Доктор Питер» и Fontanka.fi, вынуждены были отказаться от сделки и искать нового члена концессии. Действительно ли физические лица, среди которых тон задают Андрей Константинов (Баконин) и Александр Горшков, вернули медиагруппе Bonnier Group миллионы евро, вряд ли сложенные мешками в редакции, или обратный выкуп был оформлен только на бумаге? Так или иначе, своевременная операция по расставанию со шведами помогла интернет-газете избежать статуса иностранного агента.

Похоже, этот опыт и опасение, что обстоятельства купли-продажи 51% пакета могут стать предметом изучения правоохранительных органов, подвигла известного петербургского журналиста Александра Горшкова стать активным участником противодействия закону о СМИ-иноагентах. По сути, «Фонтанка» не избавилась от иностранного шлейфа и находится в зоне риска. А значит, получив «шпионский» статус, может быть не только отлучена от официального общения с властью, но и предоставит на всеобщее обозрение свою финансовую отчетность.

Сомневаться в том, что с бухгалтерией у интернет-газеты все в порядке, не приходится. Однако ее участие в обсуждении судьбы СМИ-иноагентов, видимо, вызвано не столько демонстрацией гражданской позиции, сколько желанием подстраховаться, в случае если у силовиков возникнет желание дотошно изучить, чем пахнут финансовые потоки «Фонтанки», периодически пускающейся в неоднозначные расследования.