«Хранить подлинность истории»

Так директор Русского музея Владимир Гусев охарактеризовал главную задачу всех своих сотрудников, а также вверенной ему Службы реставрации музейных ценностей, которой в эти дни исполняется 100 лет.

 

В честь такого круглого юбилея в стенах корпуса Бенуа открылась масштабная выставка «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет».

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея считает датой своего рождения 1922 год, когда благодаря усилиям Петра Нерадовского, Николая Околовича и Николая Сычева была сформирована первая самостоятельная реставрационная мастерская.

По словам Владимира Гусева, именно реставраторы первыми встречаются с подлинной историей. «Как они очищают произведения искусства - материальную часть наследия, так и саму историю надо очищать от поздних наслоений и искажений» - сказал он на открытии этой выставки.

Его заместитель по научной работе Евгения Петрова добавила: «Реставраторы в музее – это врачи, так как они диагностируют болезни, которые происходят с произведениями искусства, они их лечат, поэтому мы относимся к ним очень бережно и ценим их труд».

 Служба реставрации музейных ценностей состоит из 13 отделов, каждый из которых специализируется на определенных техниках и направлениях искусства, в них трудятся 89 реставраторов. По принципу представления направлений работы каждого из отделов и была скомпонована юбилейная выставка в корпусе Бенуа, которая открывается полотном, совсем недавно попавшим в непростую историю. Все помнят, как на выставке в Третьяковской галерее было украдено небольшое по размеру полотно Куинджи, принадлежащее ГРМ. К счастью, его нашли, но пришлось приложить немало усилий реставраторам, которые вернули его к жизни, так как за период похищения оно хранилось в ненадлежащих условиях и теперь к нему относятся особенно бережно, выставив на данной выставке под специальным стеклом.


Свои детективные истории, правда, иного характера, у многих других экспонатов, представленных на этой необычной выставки, передает корреспондент «Конкретно.ру». Рядом с каждым из них укреплен мини-стенд с фото, как они выглядели до реставрации и порой даже трудно поверить, что из руинированного состояния их удалось превратить в великолепные образцы. Это картины и предмет мебели, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства.

Очень любопытна история крышки из позолоченного серебра от раки святого Александра Свирского, попавшей в Русский музей в давние годы. Как рассказал Евгений   Солдатенков, начальник Службы реставрации музейных ценностей, не так давно, чтобы привести ее в экспозиционный вид, реставратором немало пришлось потрудиться и разобрать все ее элементы для их очистки, чтобы воссоздать первоначальный облик. Их труд был вознагражден – под одной из деталей ими был найден клад из 4 старинных золотых монет 300-летней давности, которые ныне выставлены в той же витрине, где и сама крышка от раки.

Им же была рассказана на пресс-показе выставки журналистам история одного кресла, которое поступило в музей в плачевном виде.  Но вскоре выяснилось, что это кресло принадлежало императрице Марии Александровне, оно стояло в ее будуаре в  Зимнем дворце, и сохранился облик этого кресла, запечатленный на акварели Гау, что помогло его восстановить . И теперь оно радует своим подлинным обликом посетителей выставки.

Как рассказала заведующая отделом Елена Азарнина, на начальном этапе щадящей реставрации они отработали методику  «впололифы», то есть снимали даже не весь ее слой, чтобы щадить красочное покрытие. «Основные принципы реставрации памятников древнерусской живописи - это   сохранение температурно-влажностного режима и создание превентивной реставрации. На втором этапе - отказ от нашатырного спирта, затем в местах утрат перестали тонировать темперой, а перешли на акварельные краски – уточила она. - До сих пор используем осетровый клей и эти методики при правильных условиях позволяют сохранить наше наследие. На этой выставке мы показываем 34 иконы».

Всего же здесь представлено 330 экспонатов с описанием этапов их реставрации, среди них такие известные как полотно «Смолянки» Дмитрия Левицкого, картины Ивана Айвазовского («Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца»), выполненные отделом реставрации масляной живописи. Другой отдел – реставрации живописи, выполненной в смешанной технике работал над картинами Зинаиды Серебряковой («Автопортрет», 1922), Константина Сомова («Портрет А. А. Сомовой» конец 1890-х - начало 1900-х), Леона Бакста («Занавес для Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской», 1906), Кузьмы Петрова-Водкина («Богоматерь Умиление злых сердец». 1914-1915).


Также здесь выставлены великолепные предметы мебели, элементы убранства храмов, отреставрированные рамы знаменитых полотен.

Кроме того, около 30 произведений, которые в свое время прошли большую реставрацию, будут продолжать экспонироваться на своих постоянных местах хранения в музейных залах. Это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Федора Бруни, а также целый ряд шедевров древнерусской живописи, включая одну из жемчужин коллекции - икону XIV века «Борис и Глеб».

Так что очень правильно поступает руководство Русского музея, показывая результат повседневной напряженной работы реставраторов на этой юбилейной выставке, которая будет работать до 18 июля 2022 года. В жизни их труд скрыт от глаз посетителей, но это важная часть общего предназначения музея - хранить историю.