Датский портретист российской императрицы

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения художника со странной судьбой Вигилиуса Эриксена. Его картины знают все, а имя почти забыто.

 

Вигилиус Эриксен (1722–1782), создатель знаменитого «Портрета Екатерины II  верхом», где она изображена в мундире подпоручика  Лейб Гвардии Семеновского полка во время переворота, сделавшего ее императрицей. В Николаевском зале Государственного Эрмитажа 19 мая открылась выставка под названием «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения», посвященная творчеству этого выдающегося датского художника.

Выставка в Николаевском зале очень красива и торжественна, передает корреспондент «Конкретно.ру». Как только вы входите в этот парадный зал, взгляд сразу падает на три огромных портрета: Екатерина II верхом и с двух сторон от нее тоже конные портреты Григория и Алексея Орловых. Не будем рассказывать историю самого дворцового переворота 1762 года, остановимся на личности художника, который в течение 15 лет был портретистом русского императорского двора.

Вигилиус Эриксен родился 2 сентября 1722 года в Копенгагене, в семье корабельного мастера. Мальчиком его отдали на обучение к художнику немецкого происхождения Иоганну Соломону Валю. Став самостоятельным художником, он едет в Россию, где пишет портрет императрицы Елизаветы Петровны, после чего он начинает трудиться в качестве придворного художника. Особенно оценила его мастерство Екатерина II. Еще будучи великой княгиней она заказывала ему свои портреты, а после переворота именно ему было поручено написать ее самый известный парадный портрет.

Вигилиус Эриксен провел в России почти пятнадцать лет из отпущенных ему судьбой шестидесяти – c конца 1757 по апрель 1772 года и его имя навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой, его кисти принадлежат лучшие портреты первых десяти лет её правления. Особая отстраненная манера датского живописца, умение поставить изображаемого правителя на недосягаемую высоту при почти полном отсутствии привычных аллегорических деталей, простота и четкость композиции – всё это импонировало царственной заказчице.


На данной выставке несколько десятков изображений Екатерины Великой - от крошечных миниатюр для жалованных портретов, заключенных в драгоценные алмазные рамки, до огромных полотен, таких как ее портрет верхом в гвардейском мундире во время переворота 1762 года. Кроме того, Эриксен здесь представлены несколько ставших хрестоматийными иконографических типов Екатерины II: в трауре, перед зеркалом, в коронационном платье, в русском костюме. Некоторые неоднократно повторялись им самим, копировались другими художниками и тиражировались в гравюре, и многие из них представлены на этой полномасштабной выставке.

 На экспозиции также собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций России, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена. Некоторые ранее не были известны, другие – специально отреставрированы к выставке и дают возможность увидеть художника по-новому. Ему часто приходилось повторять свои произведения, особенно это касалось заказов, поступавших от императрицы Екатерины II, которая украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Так, он не менее четырех раз повторил портрет Екатерины II в коронационном платье, в большом формате – для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Он дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота – два огромных полотна (каждое почти 14 квадратных метров) для зимней резиденции в Петербурге, и для Тронного зала в Петергофе. В то же время он создавал копии меньшего размера.


Представлены на выставке и написанные им портреты ее сына, наследника престола великого князя Павла Петровича, а также созданные им парадные портреты сподвижников Екатерины: ее фаворита Г. Г. Орлова и его брата А. Г. Орлова, государственных деятелей, военачальников и дипломатов, Н. И. Панина, П. И. Панина, А. М. Голицына, К. фон Сальдерна, а также его петербургских друзей и знакомых: А. Лесток, А. Шумахера, А. Ф. Бюшинга.

 «Портрет – единственное занятие, которое меня интересует, в связи с чем я надеюсь в будущем встать в ряды если не самых знаменитых, то, по крайней мере, наиболее известных и уважаемых», – писал Эриксен  в 1755 году.  

И когда в 1766 году в Санкт-Петербурге состоялось грандиозное праздничное представление, вошедшее в историю как Великолепная Карусель, – турнир-состязание в искусстве верховой езды и ловкости с участием богато убранных повозок, ему было поручено запечатлеть это событие. Художнику были заказаны портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, из них до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых. Во времена Екатерины II они находились в галерее Эрмитажа вместе с ее конным портретом в гвардейском мундире.  И теперь на выставке впечатляющий триптих напоминает о бурных днях государственного переворота 1762 и грандиозном зрелище 1766 года.

Остается сказать, что Эриксен  вернулся в Копенгаген к лету 1772 года, а не стало его 21 мая 1782 года,  и значит именно сегодня исполняется ровно 240 лет со дня его смерти.

Выставка продлится до 4 сентября 2022 года.