Вневременные шедевры Леонида Якобсона

Балет – искусство вечное, несмотря на всю внешнюю хрупкость. На сцене Каменноостровского театра состоялась премьера знаковой для Театра балета имени Леонида Якобсона программы «Вне времени. Шедевры Леонида Якобсона».

 

Нынешняя премьера возобновленного спектакля приурочена к 50-летию первой концертной программы, созданной Якобсоном, премьера которой с большим успехом прошла в июне 1971 года. Сегодняшняя уникальная программа - это бережно восстановленные знаменитые постановки выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона: одноактный балет «Свадебный кортеж», хореографические шедевры из циклов «Роден» и «Классицизм-Романтизм».

Первыми на сцене Каменностровского театра, декорированной под бальный зал, появляются участницы миниатюры «Pas de quatre» - легкие, воздушные, почти прозрачные, они кружатся в танце как видения, которые - стоит закрыть глаза, вот-вот исчезнут, наслаждается корреспондент «Конкретно.ру». Затем музыка В. Беллини сменяется знакомыми мелодиями Моцарта, и вот уже на сцене дуэт Виктории Виниченко и ее партнера Андрея Сорокина со своим рисунком исполнения, а на смену им приходит секстет. Казалось, что все это можно слушать и смотреть бесконечно, настолько хороши были в миниатюре «Pas de trois» Алла Бочарова, Кирилл Вычужанин и Дмитрий Соболев. Но «Полет Тальони» завершает первое отделение и уже его прима – Алена Гривнина кажется поистине летающей, невесомо опекаемая своими спутниками.

В антракте есть возможность вспомнить подробности об этом уникальном театре. Коллектив Театра балета имени Леонида Якобсона уже полвека является неотъемлемой частью ленинградской/петербургской культуры. Леонид Якобсон (1904-1975), основатель и худрук труппы, а его спектакль «Хореографические миниатюры» стал главной визитной карточкой созданного им театра - это и есть известный теперь под его именем балетный театр. А сам спектакль возобновлен учениками Леонида Якобсона, которые танцевали эти партии 50 лет назад, а теперь вернули их к жизни. Это педагоги-репетиторы Вера Соловьева, сказавшая о своем учителе: «Он как чистый звук камертона, строил гармонию», ее коллега Валентина Климова, отметившая, что «Якобсон был экспериментатором, фантазером и балетмейстером от Бога». Педагог-репетитор Татьяна Квасова пишет о нем: «Это счастье для балерины – столкнуться с хореографом, который на тебя сочиняет и дает шанс раскрыть все твои возможности». Она до сих пор помнит всю координацию своей партии в Ра de deux и передает знания новому поколению исполнителей.  


Во втором отделении первым был показан одноактный балет «Свадебный кортеж» на музыку Д. Шостаковича. Оформленный в духе произведений Марка Шагала, спектакль  поражает совершенно иной пластикой исполнения артистами своих партий. А за ним следуют некогда революционные миниатюры из цикла «Роден». Эти поначалу застывшие хорошо знакомые скульптуры, образы которых так искусно созданные молодыми исполнителями под руководством названных педагогов-репетиторов по рисункам самого Якобсона, просто завораживают. «Поцелуй», «Вечная весна» и другие ожившие творения знаменитого скульптора тут же заставляют вспомнить музей Родена в Париже и его произведения в наших музеях.

Зрители спектакля подолгу не переставали рукоплескать после каждой миниатюры, а впечатления о таком уровне балета остаются в памяти на всю жизнь.