На сей раз Петр торжественно парит над битвой

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась еще одна выставка в честь юбилея Петра 1 под названием «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого (1910–1911)».

 

В 2022 году исполняется 110 лет со дня постройки бывшего Училищного дома, где сегодня размещается Нахимовское военно-морское училище. Так что выставка посвящена сразу двум юбилейным датам.    

Когда-то актовый зал этого здания в числе других произведений украшал портрет Петра I работы Бориса Кустодиева, а также картина на тему «Петр I в Голландии» кисти Мстислава Добужинского. Чудом сохранилась только первая из них и теперь на экспозиции в Русском музее представлена это большеформатная работа Кустодиева, эскизы к ней, а также эскизы Добужинского, каждый из которых представляет собой самостоятельное произведение. Возведенное по проекту архитектора Александра Дмитриева здание Городского Училищного дома имени Петра Великого было оформлено стараниями ряда видных членов и экспонентов объединения «Мир искусства, которыми был создан ряд произведений живописи, рисунка и скульптуры, часть из них ныне хранится в Русском музее.


«Панно Бориса Кустодиева и эскизы к нему, работы Мстислава Добужинского, издания из фонда научной библиотеки Русского музея, которые демонстрируют утраченные произведения, впервые представлены на выставке в таком составе. Подобные предметы, в особенности хрупкие рисунки, экспонируются крайне редко», -  рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Отдела живописи второй половины ХIХ-начала ХХ века Русского музея. 

Экстерьер здания и парадные интерьеры Училищного дома, построенного в 1909-1910 годах по проекту выдающегося  архитектора А. И. Дмитриева, скульптурный декор которого выполнен по рисункам знаменитого российского художника А. Н. Бенуа,

 были выдержаны в стиле петровского барокко, отраженном в красивом парадном вестибюле, изразцовых панелях и каминах. Причем, изразцы, изготовленные на предприятии Петра Ваулина, имели не только традиционные для начала XVIII века изобразительные мотивы, но и включали поучающие изречения самого Петра I.

Особенно пышно был оформлен актовый зал Училищного дома, смысловым центром которого был помещенный на его торцовой стене парадный портрет Петра Великого (1911), исполненный Борисом Кустодиевым, который ныне впервые экспонируется в Русском музее. Это было первое в творчестве художника монументальное произведение, и работа над ним осложнялась тем, что летом 1910 года у него проявились симптомы заболевания – начала мучительно болеть рука, но, несмотря на это, художник продолжал работу одновременно над множеством ранее заказанных ему произведений.

Окончательному варианту портрета Петра I  предшествовало не менее двух эскизов-вариантов. Они представляют собой самоценные произведения, отличающиеся мастерством и выразительностью. Русскому музею принадлежит один из эскизов «Голова Петра Великого» (1910), который также показан на выставке.

Активно участвовал в оформлении Училищного дома и Мстислав Добужинский. Как и Кустодиев, он тогда впервые обратился к сфере монументальной живописи. Для Училищного дома он  выбрал тему «Петр I в Голландии», так как хорошо знал и эту страну,  историю пребывания Петра в Саардаме, где русский царь учился искусству кораблестроения. Сохранились три из нескольких эскизов будущей картины: два графических эскиза 1910 года хранятся в Русском музее и они вошли  в состав экспонируемых произведений. Но к великому сожалению, впечатляющая картина Добужинского (размером примерно 400 х 550 см), некогда украшавшая актовый зал Училищного дома, была  утрачена, и ее история до сих пор неизвестна, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Третий из названных авторов полотен, созданных для этого зала, Дмитрий Кардовский, профессор Академии художеств, ранее много работал на темы деяний первого российского императора. Но это еще одна печальная страница русской монументальной живописи - местонахождение его работ, отмеченных прекрасным знанием эпохи, истории русской армии, к сожалению, также до сих пор неизвестно.

А история самого прекрасного здания такова: после Октябрьской революции там размещались детский дом, школы, электротехникум. В эти-то годы без следа и исчезли полотна Кардовского и Добужинского. Сохранились лишь некоторые из эскизов к ним, вошедшие в состав нынешней выставки.

Время пощадило только картину Кустодиева – она была передана Русскому музею в 1928 году из 176-й трудовой школы. И только в 1944 году бывший Городской Училищный дом имени Петра Великого передали Нахимовскому военно-морскому училищу.

Как конфиденциально рассказал корреспонденту «Конкретно.ру» Владимир Круглов, куратор названной выставки, ее идея была не только в том, чтобы показать  полотно Кустодиева «Петр Великий», но и вспомнить с помощью выставленных эскизов об утраченных панно Кардовского и Добужинского. В витрине показаны издания с фото исчезнувших панно и большого эскиза Добужинского, который хранится в Третьяковской галерее.

«Кустодиев трудился при плохом состоянии здоровья, у него была масса заказных работ, работал он и над скульптурным портретом Николая 11, а работа над этим огромным полотном была неожиданной для него. Он хотел в здании, выдержанном в формах петровского барокко, создать произведение, которое бы гармонично вошло в эту среду и на нем поэтому появились не только драпировки, но и гений Победы, который трубит, и сам Петр не скачущий, а торжественно парящий над битвой на фоне эпических деталей, – подчеркнул куратор. - Идея композиции была Кустодиева, но весь проект курировал Александр Бенуа,  при этом облик здания согласовывал Николай II, который его одобрил».