«Пиковая дама» появилась в «Зазеркалье»

Сентябрь – время открытия сезона и премьер в петербургских театрах. Вот и в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье» стартовал новый сезон премьерой оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского.

 

В преддверии этого события в стенах театра состоялась пресс-конференция, в ходе которой его руководители рассказали о творческих планах «Зазеркалья» на новый сезон, о предстоящем открытии сезона – премьере «Пиковой дамы» 23, 24 и 30 сентября; о том, как театр в декабре этого года будет отмечать свое 35-летие и о юбилейном ХХ фестивале и конкурсе на соискание Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин».

Фактически сезон начинается не только с премьеры «Пиковой дамы», но и с замечательного, важного для театра события: 19 сентября в Бетховенском зале Большого театра состоялось торжественное вручение Специальной премии Фестиваля «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Одним из лауреатов стал основатель, художественный руководитель театра «Зазеркалье», создатель и арт-директор Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» Александр Петров.

Приняв поздравления от пришедших в этот день в театр журналистов народный артист России, режиссёр-постановщик «Пиковой дамы» Александр Петров рассказал, что постановка этой оперы – всегда непростое высказывание и это событие в «Зазеркалье» должно было случиться еще в мае, но в силу разных обстоятельств премьерные показы проходят в сентябре. «Театр потрудился над ним немало и мы надеемся, что он будет жить своей творческой жизнью. Наш город – главный герой этого спектакля» –уточнил он.

Сооснователь театра, главный дирижер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», народный артист России, музыкальный руководитель и дирижёр «Пиковой дамы» Павел Бубельников сказал: «Я давно шел к этому спектаклю в своих мечтах и, наконец, она осуществлена в нашем театре. Я ждал этого момента с волнением и трепетом. Это произведение поглотило меня целиком».

Александр Петров рассказал о планах театра в новом сезоне: «Нашему театру исполняется 35 лет, а начинался он с оперы «Браво. Брависсимо» Леонида Десятникова, второе название которой «Кто не хочет петь». На юбилейном вечере мы повторим этот вопрос и это будет связующей аркой с настоящим. Наш театр – это оркестр, солисты, ансамбль – мы покажем свое творческое лицо 19 декабря».

По его словам, после премьеры и юбилея будет показан спектакль «Айболит» на музыку Анастасии Беспаловой, где будут переплетения с известной английской пьесой, видимо ближе к весенним каникулам.

 Еще одна будущая премьера «Мальчики» по чеховским рассказам петербургского композитора Игоря Рогарева, в театре идет  его спектакль «Финист, Ясный Сокол». В начале ноября будут показаны также студенческие спектакли «Что случилось в 5 б»  и «Витамин роста».

Отвечая а вопросы об актерском составе театра, Александр Петров уточнил, что в прошлом году к ним влилось 10 актеров с курса  и сейчас у них около 90 солистов – большой состав, это не считая музыкантов и работников театра других профессий.

Марина Корнакова, заместитель директора по творческим вопросам и директор-распорядитель Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин» о  ХХ юбилейном фестивале рассказала так: «В ноябре состоится заседание экспертного совета, на конкурс прислано рекордное количество заявок – более 180 от крупнейших театров – от Сатирикона до национальных театров из регионов. Эксперты уже смотрят спектакли и в ноябре будет объявлена конкурсная программа. Мы подали заявку на грант, а сам фестиваль пройдет в апреле. Скорее всего с 17 по 26-е, и мы надеемся, что юбилейный ХХ фестиваль будет масштабным с сильной программой».

Возвращаясь к сегодняшней премьере, худрук театра уточнил: «Сюрпризом «Пиковой дамы» станет кукла, скорее это графиня в молодом возрасте. Этот образ спектакля, запечатленный на афише - большая составляющая художественной части. Художник спектакля замечательный - наш петербуржский - Семен Пастух, который в 1988 году в нашем театре оформлял спектакли «7 смертных грехов» по Бертольду Брехту и балет на музыку Битзл, который ставил Эдвард Смирнов. И вот через 34 года он стал сценографом «Пиковой дамы». Оригинальное нестандартное пространство им создано, в котором очень комфортно было работать».

Как утверждает режиссер-постановщик Александр Петров, главная тема спектакля - пагубная страсть, игра в карты. Мифологическая и смысловая канва оперы  - любой из мотивов –кабалистический, астрологический, они таинственно в ней переплетаются и для него это первая  постановка «Пиковая дамы».


По окончании пресс-конференции журналистов пригласили на пресс-показ премьерного спектакля и это было поистине волшебное зрелище, передает корреспондент «Конкретно.ру». Зеркала занимают пространство сцены  с трех сторон, и они постоянно перемещаются, в них отражается, множится, разбивается на осколки все, происходящее на сцене.

Особенно эффектно выглядит начало спектакля, когда на заднике почти реальный Летний сад в осеннем золотом убранстве и статуи в нем, четыре из которых неожиданно оживают, в то время, когда на скамье находится Герман, партию которого в тот день исполнял Дмитрий Каляка. Тяжелое угнетенное состояние героя он передает с попаданием в хорошо знакомый всем образ. Его друг граф Томский в исполнении Алексея Пашиева также убедителен. А главная партия Лизы в тот день у Елены Миляевой (всего там 4 состава солисток), которая не только замечательно исполняла все арии, но и драматически точно попала в образ.

А вот графиня представлена очень нестандартно – ее образ в молодости воплощен Анной Дугиной, а старая графиня – Анна Смирнова, которая вела в тот день свою партию блестяще. Ее сухонькая фигура в огромном кресле во время ночной встречи с Германом – вершина спектакля. Но в принципе тут можно поспорить, так как скорее его вершина трансформация куклы на заднем плане сцены, когда ее молодое нарумяненное красивое личико мгновенно превращается в страшное старческое лицо-маску. Как тут не вспомнить Дориана Грея…

Кукла - как главный образ, о чем говорил режиссер-постановщик Александр Петров, тут удается на славу. И это во многом благодаря блестящему мастерству сценографа Семена Пастухова. Прекрасная трансформация боковых панелей, имитирующих то стены дома графини, то бальный бал, с уходящей вдаль перспективой горящих свечей, то бурную реку, в которую при свете страшной огромной луны уходит Лиза. И везде, фактически в каждой сцене главный герой – Петербург, в котором жили и творили гениальный А.С. Пушкин и великий П.И. Чайковский.  Музыкальный руководитель и дирижер Павел Бубельников прекрасно справился со своей частью задачи постановки оперы.

Так что на берегах Невы родился еще один красивый, волнующий, блестяще поставленный спектакль на тему «Тройка, семерка, туз», премьерный показ которого состоится сегодня, а следующий 30 сентября.