История реставрации трех нидерландских складней

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации». Экспозиция включает работы мастеров XV–XVI веков: это диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с креста» и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше».

 

Все эти произведения являются полноценными алтарями-складнями или их частями из нидерландской коллекции Эрмитажа и объединяет их недавно завершившаяся сложная реставрация, открывшая истинный колорит картин. Кроме того, они представлены без рам, чтобы зрители смогли увидеть их полностью. По словам Михаила Пиотровского, эта выставка ярко показывает, как в результате блестящих искусствоведческих и реставрационных исследований резко повышается экспозиционная привлекательность эрмитажной коллекции нидерландской живописи.

Главное место на выставке занимает диптих «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» кисти Робера Кампена (1380–1444. Перед началом реставрации в Эрмитаж был приглашен крупнейший специалист по дендрохронологии нидерландских картин профессор Питер Кляйн (Гамбург, Германия), который определил время создания картины 1408 годом. Исследования также показали, что обе доски сделаны из ствола одного дерева – балтийского дуба.

Представленная экспозиция дает уникальную возможность осмотреть диптих «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» со всех сторон.


Куратор выставки Николай Зыков, главный хранитель Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, во время ее пресс-показа рассказал, что каждый исследователь хочет внести свой вклад. Какое-то время считалось, что это две разные картины. Но стало известно, что орнамент по периметру каждой створки более поздний - 17-18 века. Здесь живопись была единым целым с доской.

«По бокам есть расчистки древесины во время предвоенной реставрации. Рама когда-то была единой, задняя сторона содержит латинские буквы. Выяснилось, что складень принадлежал когда-то Дмитрию Татищеву, дипломату  – здесь его герб, в 19 веке его коллекция полотен братьев ван Эйк была знаменита. Он собирал как раз нидерландскую живопись».

Как уточнил хранитель, этот складень от домашнего алтаря.  Одна из створок показывает Мадонну в интерьере уютного бюргерского дома, художник подробно воспроизводит детали обстановки и предметы домашнего обихода - мраморные плитки пола, накидку из меха горностая на коленях Марии, таз и кувшин из латуни, белоснежное полотенце на вешалке.  Превосходно передан виднеющийся за окном фрагмент городского пейзажа с помощью техники масляной живописи, в которой Робер Кампен, наравне с братьями ван Эйк, был признанным мастером. По периметру парные картины обрамляла рама, которую сточили, заменив предположительно в XVII–XVIII веках декоративным орнаментом. Когда в XIX веке эти живописные произведения вошли в коллекцию Эрмитажа для них была изготовлена новая рама, которая скрывала орнамент, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Со временем из-за разложения лака и связующего в слое краски почти перестал восприниматься живописный объём фигур на картине, одежды и складки стали практически плоскими и выглядели неясным пятном. Попытки решить эту проблему предпринимались в ходе последней крупной реставрации 1946 года. Были проведены расчистки до деревянной основы по орнаменту, чтобы с одной стороны убедиться в отсутствии под орнаментом авторской живописи Кампена, с другой – чтобы понять конструкцию рамы и петель. В результате удалось подтвердить расположение двух половин диптиха – «Троица» располагалась левее «Мадонны с Младенцем у камина» как и представлено сейчас на выставке.


О том, как могла выглядеть оригинальная рама вышеназванного диптиха, можно судить по представленному на выставке другому складню - триптиху «Снятие с креста», который сохранился практически в своем первоначальном. Его композиция восходит к большому алтарю Рогира ван дер Вейдена, который в настоящее время находится в собрании Музея Прадо в Мадриде. Сюжет был очень востребован и многократно повторялся. На внутренней стороне боковых створок можно прочитать текст молитвы на латыни, а на наружной стороне, которая видна в закрытом состоянии, изображены гербы. Проведённый несколько лет назад дендрохронологический анализ позволил определить дату написания триптиха – не ранее 1513 года – и подтвердил гипотезу о создании картины после смерти Рогира ван дер Вейдена (1399–1464), вероятно, в стенах его бывшей мастерской.

Живописный слой этого складня пострадал от многочисленных реставраций, поверхность была загрязненной, а живопись казалась местами смытой. Всё это во многом было обусловлено разложением лакового слоя, который удалось регенерировать эрмитажным специалистам. Хотя в результате современной реставрации цветовое решение картины было восстановлено, внимательный глаз сможет заметить следы предшествующих реставрационных вмешательств. А на стендах в данной экспозиции представлены этапы последней реставрации триптиха.

В рамках этой выставки, в группу нидерландских складней вошла и картина Питера Кука ван Альста (1502–1550) «Моление о чаше», созданная в Нидерландах, между 1527 и 1530 годами. Первоначально это была створка алтаря. Дендрохронологические исследования не дали возможности установить точную датировку этой доски: тончайшая склейка двух слоев досок не позволила просчитать расстояния между годичными кольцами.

Питер Кук ван Альст – один из основателей крупнейшего клана нидерландских живописцев, отец жены Питера Брейгеля Старшего и дед братьев Брейгелей – Питера Младшего и Яна Старшего.

 Как известно, сюжет «Моление о чаше», переданный тремя евангелистами, рассказывает о последних часах Иисуса перед арестом. Скорее всего наиболее близко изображённое на картине соответствует тексту Евангелия от Матфея. Здесь мы видим молящегося Иисуса, уснувших рядом с ним апостолов Петра, Иакова и Иоанна, на скале изображена чаша. Слева, в отдалении, к забору подходит толпа, возглавляемая Иудой - вскоре Христос будет арестован.

Как рассказал   художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Максим Лапшин, изначально эта доска - створка с изображением была чуть выше и значительно уже. В XVII или XVIII веке ее превратили в станковую картину - «фигурно» распилили, дополнив небольшими вставками, на которые нанесли пейзаж. Вполне вероятно, что владелец решил сделать картину более привычной по формату.

Фотографии в инфракрасном спектре, представленные на стенде показывают, что живописное произведение было распилено на куски сложной формы затем, как пазл, «пересобрано» и наклеено на другую основу. Возникшие пустоты были заполнены тонкими досками, на поверхность которых был нанесён живописный слой.

«Здесь 3 авторских и 8 более поздних сегментов – это было сделано очень давно, – рассказал реставратор. -  При снятии поздних слоёв лака и удалении загрязнений эти вставки стали сильно выделяться, но нашим реставраторам удалось максимально корректно справиться с этими сложностями».

Таким образом, представленные на выставке после проведённой сложной реставрации картины позволяют сравнить разные, непростые реставрационные решения и по-новому увидеть старые шедевры во всех их деталях, а также по достоинству оценить колористическое богатство произведений нидерландских мастеров.

Выставку нидерландских складней в Аполлоновом зале Эрмитажа можно посетить до 20 ноября 2022 года.