Мастер светописи представлен в Эрмитаже

Всем ли хорошо известно, что в Эрмитаже бывают фотовыставки? А они периодически проходят, и на днях в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». В экспозиции впервые представлены более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Петербурга и Москвы.

 

Как оказалось, выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860- х годов» завершает многолетний исследовательский проект Эрмитажа, посвящённый изучению различных аспектов становления нового искусства. Предшествующие выставки «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России» (2011) и «Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа» (2015) позволили в свое время посетителям музея окунуться в атмосферу первых лет существования фотоискусства. И вот завершение названного проекта.

«Это удачное продолжение знаменитой серии выставок о становлении искусства фотографии в России, – отметил Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа. - Творческая биография Робийяра  очень увлекательна – французский мастер пастели переходит на “светопись” и создаёт тонко “написанную” галерею светских портретов, в том числе – эталонные образы членов императорской семьи. А в промежутке была работа над иллюстрациями изданий об Эрмитаже и Зимнем дворце. Выставка о нем удивительно к месту в Пикетном зале нашего музея».

Стоит подробнее рассказать кто же такой Ипполит Робийяр. Это французский художник, который был широко известен в России в середине XIX века. Сначала он прославился как мастер пастельного портрета, но настоящую известность приобрёл в первой половине 1860-х годов как фотограф, владевший одним из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге на Большой Морской, передает корреспондент «Конкретно.ру».


Как рассказала куратор этой выставки Наталья Аветян, творческую биографию Ипполита Робийяра можно условно разделить на две части: первая половина прошла во Франции, вторая прочно связана с Россией, куда он приехал уже зрелым человеком и сложившимся мастером. Художник прибыл в Петербург в мае 1844 года для участия в масштабном проекте – издании «Императорской Эрмитажной галереи». В период с 1845 по 1847 годы Ипполит Робийяр создавал графические копии с картин Военной галереи Зимнего дворца для историко-художественного труда «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах».

В 1850-х годах Робийяр играл заметную роль в культурной жизни Петербурга как популярный портретист.  Его обращение к светописи объясняется не только увлечением новым искусством, но и тем, что публика стала охладевать к пастельной живописи. Со второй половины 1850-х годов фотография становится доступнее: широкий выбор камер и качественных расходных материалов позволял быстрее освоить светописную технику и добиться вполне впечатляющих результатов.

 В 1861 году художник открыл фотографическое ателье на чердаке надворного флигеля на Большой Морской, 52. В течение пяти лет он делал фотопортреты – отпечатки на соленой бумаге - представителей высшего света и художественной элиты российской столицы.  Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении снимков и ярких запоминающихся образов эпохи. Это фотопортреты таких личностей, как князь и княгиня Потемкины, графы Сергей и Дмитрий Шереметевы, граф Алексей Бобринский и другие.

Творческий почерк Робийяра отличает пристрастие к большому формату и использованию массивных аксессуаров: колонны, тяжелые драпировки. Автор, как художник, владевший приемами композиции, стремился к монументальности композиции, подчёркнутой графичности силуэтов фигур и предметов. Шедевром студийной фотографии 1860-х годов стал портрет графини Софьи Александровны Бобринской. На нынешней выставке он занимает центральное место и очень выигрышно смотрится на синем фоне выгороженного пространства.


 Вершиной профессионального успеха Ипполита Робийяра в качестве модного столичного светописца стало создание портретной галереи Романовых, над которой фотохудожник трудился, начиная с 1862 года и вплоть до прекращения своей деятельности в 1865 году. Творческой удачей мастера стал портрет великих князей Николая и Александра Александровичей, выполненный в марте 1862 года.

На выставке представлены также детские снимки, демонстрирующие мастерство художника. Он старался раскрыть внутренний мир ребенка и особой выразительностью отличаются фотографии великой княжны Марии, дочери Александра 11, снятые в 1862–1864 годах.

И как все взаимосвязано в Эрмитаже. Там находятся комнаты, где в те же годы жила семья Александра II – это так называемая половина его жены-императрицы.  Золотая и Малиновая гостиные, Синяя спальня, где героини с размещенных на выставке светописных портретов проводили свой досуг. Кроме императорской семьи здесь бывала и фрейлина Анна Тютчева, оставившая свои прекрасно написанные «Воспоминания», портреты ее самой и отца - великолепного поэта Федора Тютчева, также выполнены Робийяром.

С семьей Александра II у Робийяра сложились доверительные отношения и когда он стал нуждаться – хотя это трудно себе представить – мастер светописи, работавший для царской семьи и аристократических особ, мог испытывать денежные затруднения. Тем не менее, это так. Как рассказала куратор выставки, он вынужден был взять в долг у императора некую сумму, которую не в силах был отдать в оговоренный срок, затем наступили еще более сложные для него времена, и он вынужден был закрыть свое ателье и переехать в Шлиссельбург, где жизнь была дешевле, чем в Петербурге. Не стало этого мастера светописи в 1888 году. На выставке представлен предположительно его фотопортрет, но до конца неизвестно, он ли на нем запечатлен.

 Посетители выставки смогут познакомиться с личным архивом Ипполита Робийяра, в котором сохранились уникальные документы, раскрывающие особенности деятельности фотоателье. Большой интерес вызывают незавершённые работы мастера. Прежде всего, заготовки для снимков в формате carte de visite, (прообраз нынешних визиток), выполненные на тонкой солёной бумаге и оставшиеся неразрезанными.

Автор концепции и куратор выставки – Наталья Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Эрмитажа поясняет: «Хотя фотография вроде бы механически передает личность человека, а художник, создавая живописный портрет, с помощью кисти и мазков создает образ, но фотограф как будто выступает в роли медиума, который с помощью некоего инструмента, невидимым средствами - бездушной фотокамерой «рисует» реальный образ.  Ипполит Робийяр показывает, как тщательно надо выбирать композицию, аксессуары, которые не бывают случайными».

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа в 2022 году, где указано, что помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке показаны экспонаты из Государственного исторического музея, Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Российского государственного архива литературы и искусства, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея-заповедника «Усадьба “Мураново” имени Ф. И. Тютчева», а также из частного собрания А. П. и П. В. Хорошиловых.

Выставку «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860‑х годов» можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс до 19 февраля 2023 года.