В учебном процессе подготовки реставраторов и архитекторов предлагают использовать систему наставничества.
Архитектура сегодня — не только про проектирование зданий. Она — про новую городскую среду, комфортную для жителей исторического центра и новых микрорайонов, а также о том, как будут выглядеть наши города в будущем. Об этом шла речь на биеннале «Архитектура Петербурга», которая проходила прошлой неделе в мраморном зале Этнографического музея.
Один из тематических блоков дискуссионной площадки архитектурного биеннале был посвящен, подготовке будущих архитекторов и реставраторов. Для Петербурга эта проблема особенно актуальна - по данным КГИОП, только в центральных районах Петербурга расположено около 14 тыс. исторических домов (без учета памятников). А специалистов, аттестованных для работы на объектах реставрации, не хватает. Тем более, что по утверждению экспертов, архитектурное наследие региона отличается разнообразием. Если в Петербурге реставраторам следует учитывать уникальную систему зданий и отделки, то в Ленобласти надо знать особенности деревянной застройки и особенности древней каменной русской архитектуры. Поэтому они предлагают для региона готовить специалистов в области реставрации, как минимум, по 45-ти направлениям.
Также, по мнению председателя совета Союза реставраторов Петербурга Нины Шангиной, одна из главных проблем отрасли — почти утраченная система наставничества. В советское время работа молодого специалиста с наставником, передающим ему свой опыт, была обязательной составляющей всех реставрационных мастерских. Но в рыночных условиях коммерческие компании такую работу не ведут. «Есть мнение, что для того, чтобы стать профессионалом надо закончить училище или институт, а, на мой взгляд, лучшее образование- это практика плечом к плечу рядом со специалистом», - отмечает Нина Шангина. По мнению экспертов, принцип «делай, как я» в деле подготовки профессионалов, особенно важен.