Главный штаб показал потаенные уголки и вкрапленные музеи

Сразу два приглашения пришли петербургским журналистам на участие в пресс-туре по выставочным и служебным пространствам Главного штаба, который был приурочен ко дню рождения Б. Б. Пиотровского, возглавлявшего Эрмитаж с 1964 по 1990 год. Именно при его руководстве музеем Восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу в рамках программы «Большой Эрмитаж».

 

При его восприемнике Михаиле Пиотровском чудо реконструкции громадины помещений Главного штаба  свершилось, и многие музейные пространства открыты для посетителей.  Журналистам решили показать почти все за один раз. Как сказал во вступительном слове генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Главный штаб сегодня - это лаборатория музейной жизни и образец современного использования исторических зданий для музейной работы.

В этот день представителям СМИ решили показать обновленную экспозицию Нового искусства, трансформеры залов, вкрапленные музеи – Гвардии, квартиру Нессельроде, Музей ампира и другие новые музейные пространства.   

Такого количества журналистов еще не было, наверное, ни на одном пресс-туре, передает  корреспондент «Конкретно.ру», поэтому представителей СМИ разделили на несколько групп и повели заранее утвержденными маршрутами, но с вариациями. Поистине в виде марш-броска все проходило для группы, которую вел научный сотрудник Главного штаба Илья Астров, чуть рассказавший об истории создания музейных экспозиций Главного штаба и устремившийся вместе с вверенными ему журналистами почти бегом по огромной парадной лестнице Атриума. А затем, несмотря на имеющиеся лифты, в том же темпе - по лестницам сразу до 4-го этажа, где только перед подъемом на чердак был остановлен спускавшейся оттуда другой группой мастеров  пера и кинокамер. 

На чердак Главного штаба хотели попасть многие, там сохранилась аутентичная атмосфера балок и перекрытий, созданных еще по проекту Карла Росси. Как известно, чердаки под сводами Триумфальной арки Главного штаба уже открыты для осмотра. В этот раз членам группы удалось побывать в пространстве под сводами арки со стороны Большой Морской улицы. Большие экспозиции из-за строгих условий хранения там размещать нельзя, а вот выставка потерянных вещей из числа забытых посетителям Эрмитажа, там существует. А на большом экране в интерактивном режиме повествуется об истории строительства Главного штаба.


Спустившуюся «с небес», эту группу представителей СМИ, повели по периметру 4 этажа, сразу окунув в европейскую живопись. Проходя в быстром темпе обновлённую экспозицию Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, гид коротко бросал на ходу упоминания самых значимых ее картин, многие из которых побывали на выставках в Париже и в Москве. Остановился он только в воссозданном Музыкальном салоне из московского особняка Ивана Морозова, где была проведена профессиональным экскурсоводом краткая экскурсия, а журналисты смогли немного перевести дух. Помнится, там рядом был зал Родена, но о нем даже не упомянули в такой спешке.

Безусловно трудно, конечно, за один день, да еще в отведенные полтора часа, показать подробно все сокровища, собранные в Главном Штабе. Но даже для тех, кто там бывал не раз и имел возможность ранее в своем темпе познакомиться с полотнами Моне и Дега, Ренуара и Марке, это было сложно. Но зато в этом пресс-туре они могли увидеть то, куда ранее не ступала нога журналиста.

 Церковь Благоверного князя Александра Невского хороша как невеста под венцом. Это был внутренний храм Министерства иностранных дел и как сказал гид, известна она еще и тем, что здесь А.С. Пушкин приносил присягу перед поступлением на службу в это Министерство.

Залы памяти Карла Фаберже открыты достаточно давно, а вот в анфиладе помещений Музея Российской гвардии мало кто бывал раньше. А тут и кафтан Петра 1 – подлинный, хорошо сохранившийся, мундиры и знаки отличия всех последующих эпох.

 Не менее насыщены экспозиции Министерства иностранных дел Российской Империи и музейные пространства, которые ранее занимало Министерство финансов Российской Империи.  Но почти в вихревом темпе группа проносилась по этим залам, как и по экспозиции западноевропейского искусства XIX века (Германия, Австрия, Голландия, Бельгия). Пришлось корреспонденту нашего информагентства самостоятельно остаться и подробно осмотреть не имеющую равных за пределами Германии коллекцию полотен Каспара Давида Фридриха, 250-летие которого будет отмечаться в 2024 году. Зато у картины  «Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных, приобретённой Эрмитажем в 2022 году, организаторами пресс-тура была продумана небольшая экскурсия профессионального сотрудника.

Далее был показ залов «Искусство XX–XXI веков» с работами Билла Виола и Ансельма Кифера.

Неплохой была задумка продемонстрировать участникам пресс-тура архитектурную трансформацию Большой Анфилады Главного штаба – различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и поворотных стен залов, а также функциональных возможностей современного музейного комплекса: зоны приёма и разгрузки крупных экспонатов, зоны таможенного досмотра, а также лифтов для подъёма экспонатов на Большую Анфиладу. Некоторым даже показали специальный лифт для инвалидов, воспользоваться которым эта категория посетителей Эрмитажа может только с помощью конкретного персонала, который еще надо отыскать.

Итак, почти все из вышеперечисленного доступно теперь для массового осмотра, кроме последних технических зон по работе с экспонатами. А на чердак Главного штаба все же можно попасть, заранее уточнив, как записаться в группу на определенное время.

А вот первый этаж Главного штаба действительно теперь общественное пространство – правда не все знают, что там можно походить, посмотреть сувенирные магазинчики, посидеть в кафе, даже небольшие открытые выставки там проходят. Даже просто зайти во время дождя и встретиться, например, с друзьями, и все это возможно сделать, не покупая билет, а там уже и «аппетит» к осмотру экспозиций может прийти.

 Так что цель, о которой заявил в своем выступлении Михаил Пиотровский вначале – сделать первый этаж общественным пространством, называемым форумом и как бы продолжением Дворцовой площади, куда Главный штаб открыт полукругом, уже достигается. На прекрасной белой лестнице атриума проходят многочисленные мероприятия, и здесь всегда ждут петербуржцев и гостей города.

А еще директор Эрмитажа уточнил, что при участившихся угрозах теракта в основном здании музея, посетителей направляют в Главный штаб, чтобы они смогли посмотреть по тем же билетам его экспозиции, а после проверки снова вернуться в залы Зимнего дворца.