Бизе, «Иван Грозный» и «Санктъ-Петербургъ Опера»

Редкая опера Жоржа Бизе «Иван Грозный» об одном из самых противоречивых русских правителей недавно дополнила репертуар театра «Санктъ-Петербургъ Опера». И внесла свою изюминку в афишу Северной пальмиры.

 

Для большинства любителей музыки Жорж Бизе — автор одной оперы: его «Кармен» знают все. Меньшему числу почитателей его таланта известна опера «Искатели жемчуга», и она также идет в «Санктъ-Петербургъ Опере». Совсем уж знатоки упомянут еще «Джамиле» и «Пертскую красавицу», а из остальных одиннадцати опер некоторые вообще никогда не ставились, часть до сих пор остаются неопубликованными, а какие-то даже не были дописаны автором.

К последним относится опера «Иван IV», в свое время отвергнутая парижскими театрами «Шатле» и «Гранд-опера», и при жизни автора не исполнявшаяся. Ее партитуру обнаружили более чем 50 лет спустя после смерти композитора в 1929 году, а впервые поставили во 1951-м, и то в сильно усеченном виде. Более полная версия прозвучала на родине Бизе - в концертном исполнении к столетию со дня его смерти в 1975 году.  А затем к ней вернулись и снова в концертном исполнении в 2002-м в Театре Елисейских полей в Париже. Так что эта опера мало известна не только широкой публике, но даже многим специалистам.

Художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров, определивший для нее титул в своем театре в виде мировой премьеры, не преувеличил: в декабре 2022 года, когда состоялся ее первый показ в данном театре, это была не только первая ее постановка в России, но впервые в мире состоялась пятиактная версия этой оперы, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Третий премьерный показ оперы «Иван Грозный» в этом театре прошел в феврале, и зал снова был полон. Сюжет либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона повествует о второй женитьбе Ивана Грозного, когда он взял в жены черкесскую княжну Кученей, получившую в православии имя Марии Темрюковны. Партию молодого царя в этот вечер  исполнял Владимир Целебровский. Сначала Иван появляется в родных местах будущей супруги в виде охотника, влюбляется в нее с первого взгляда, и в конце концов под угрозой истребления ее семьи,она дает согласие стать его женой. Сильно изменены в либретто характеры персонажей, а сама ситуация видимо далека от исторической достоверности. Но авторы хотели создать эффектную театральную драму, и это получилось. В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» эту премьеру готовили около года, и стало понятно, как отлично поработал весь коллектив театра, занятый в постановке, которую решено было назвать несколько иначе – не «Иван 1V» как в оригинале, а «Иван Грозный». Так ближе и понятнее российскому зрителю.  

Первое явление Юрий Александров решил преподнести в традиционном виде: на сцене грозные скалы Кавказа с прекрасно переданными живописными водопадами, откуда увезена молодая княжна. А дальше на сцене уже зубцы кремлевских стен и роскошь царского двора.

За молодую княжну решают отомстить ее брат Игорь – его партию на этот раз исполнял Ярамир Низамутдинов - и их с Марией отец - черкесский князь Темрюк в исполнении Геворга Григоряна. Страдания отца певец прекрасно передал и в музыкальном, и драматическом исполнении.

Очень сложная партия Марии в этом показе спектакля досталась Олесе Гордеевой, и она с ней прекрасно справилась. Драму княжны в ее терзаниях   - она любит царя Ивана как мужчину, и ненавидит себя за это, так как знает, что за нее будут мстить ее родные мужчины. Когда оба появляются в сцене, подстроенной завистником боярином Юрловом (отличая роль, исполненная Антоном Морозовым), драматизм достигает апогея.

Но этого авторам либретто показалось мало, они проводят героиню и ее отца через сцены готовящейся казни. А сам молодой Иван Грозный так расстроен коварными планами родственников жены, которая по навету придворных якобы была с ними в сговоре, что слег в беспамятстве. Это явный драматический и антиисторический перебор в либретто, изменять который постановщик не взялся, так как музыка Бизе превосходно передает все оттенки чувств героев этой драмы.

С точки зрения музыкального мастерства и театральной эффектности «Иван IV», безусловно, композитору очень удался.  Красивейшие мелодии, драматическая насыщенность, великолепные арии и ансамбли, хоры, подчеркнутые эффектным исполнением симфоническим оркестром музыкальной партитуры, преподнесенной  с блеском, который более чем оправдан в музыке, полной ярких контрастов, сочетающей утонченность с несколько показной театральностью. Дирижер-постановщик Александр Гойхман и его оркестр выявили лучшие качества этого музыкального произведения, и создали настоящий праздник для любителей музыки. Очень насыщенно звучал и хор под руководством Игоря Потоцкого, а параллельно артистами совершались сложные сценические действия, включая танцы, блестяще поставленные Василом Панайотовым.

Постановщик этой зрелищной романтической фантазии, как определен ее жанр, Юрий Александров, не только сумел создать яркие образы главных героев, но и мастерски вписал эту французскую большую оперу в сценическое пространство камерного зала, при этом еще и виртуозно справился с ее массовыми сценами.


Декорации и выразительные костюмы Вячеслава Окунева близки к образу исторической обстановки, в которой можно предположить эпоху Ивана Грозного с его боярами и скоморохами. Однако образ боярина Юрлова несколько утрирован в его мнимой дружбе с черкесским князем и его сыном.  Народные сцены - гулянья по случаю коронации Марии, а затем издевательство над ней толпы - создает ощущение некоторой излишней лубочности, но тоже оправданы как элементы того времени.

Нельзя не отметить полную изящества партию юного Булгарина, исполненную Алиной Николаевой, а также арию сестры царя Ольги, душевно прозвучавшую в исполнении Кристины Метелицы.

Спектакль, несомненно, имеет и будет иметь в дальнейшем успех, обратившись, во-первых, к прекрасной музыке Жоржа Бизе, во-вторых, к образу такого неоднозначного российского правителя как Иван Грозный, а в-третьих, подчеркнутыми в ней традициями этого театра. Как известно, когда «Санктъ-Петербургъ Опера» только начинала свою деятельность, основной упор делался на открытие новых и возвращение к жизни неизвестных или забытых сочинений. И в опере «Иван Грозный» коллектив театра под руководством Юрия Александрова доказал верность своим идеалам.

Следующие показы оперы «Иван Грозный» намечены на 15 и 16 марта 2023 года.