«Живая материя» Алексея Ваулина

В Мраморном дворце на Миллионной улице открылась персональная выставка художника. Названия картин ему приходят во сне.

 

В этом дворце, входящем в состав Русского музея, проходят выставки современного искусства, наряду с постоянной экспозицией так называемого «Музея Людвига в Русском музее» и экспозицией коллекции братьев Ржевских. В 1990-х годов Алексей Ваулин заявил о себе пейзажами и натюрмортами фигуративного плана («Лимонный цвет», «Маска»), в которых ставил задачи колористического характера. Со временем его работы становились всё менее предметными, а цвет, как формообразующее начало, стал заполнять пространство холста, проявляя свою рельефность (картины «Красное», «Посвящение Велимиру Хлебникову»). На новый уровень живопись этого художника вышла в произведениях на тему космизма («Космос», «Космическая призма»), в которых он нашел свой образ космических структур и самостоятельные цветовые решения. Плотный белый цвет, вобравший соседние цветовые решения, в последующие годы стал его фирменным приёмом (полотна «Туман», «Праздничные купола»).


Если говорить о биографии художника, то родился он в 1974 году, окончил Московское художественное училище, затем была Российская академия искусств по классу станковой живописи. Свою выставочную деятельность он начал в 90-х годах, а в 2000 году состоялась его первая персональная выставка в московском Центральном доме художника. Этапным годом был 2003- й с его участием в двух выставках абстрактной живописи в Третьяковской галерее.

Как рассказал в ходе пресс-показа выставки сам Алексей Ваулин, к этой выставке в Мраморном дворце он шел почти 5 лет, сначала было знакомство с Русским музеем и Мраморным дворцом, затем пандемия, и в этом отношении, как он выразился, шла поступательная работа.

«Я пишу свои картины для людей. Абстракция - это не для того, чтобы просто сидеть в своей мастерской и прорываться в сугубо интеллектуальные области», – рассказал художник корреспонденту «Конкретно.ру» в приватной беседе. – Иногда, правда, есть и это, начинаешь чувствовать, что выходишь за границы человеческого и названия картин – это отчасти то, что нас притягивает к зрителям». По его словам, у него была концепция сделать выставку одной картины вообще без названия, и чтобы зрители описывали сами свои ассоциации. О том, как рождаются названия картин: Алексей Ваулин сказал, что иногда они приходят к нему во сне, причем порой даже раньше написания самой картины. «Например, название «Белый бык» всплыло во сне, а уже потом я написал картину с этим названием», - уточнил художник. - У зрителя может быть свое авторское прочтение любой моей картины, и я совсем не против этого, ведь ассоциации у каждого свои».


Алексей Ваулин утверждает, что абстракцией в целом он занимается потому, что это - духовный путь, включающий изучение древних философских учений, погружение в Китай и Японию. После окончания академии искусств именно Восток определил его пластические методы.

«Постепенно приходишь к более расширенному пониманию и все накладывается на философию» – утверждает он. Из близких для себя художников он назвал Малевича и Кандинского.

Как считают специалисты, живопись последнего десятилетия у этого художника отличается нарастающей динамикой и экспрессией, разнообразием сюжетов и мотивов («Посейдон», «Про Луну»).

Алексей Ваулин – живописец и график, для которого работа с цветом стала одним из определяющих факторов формирования собственного художественного языка. За годы его творчества в живописи и графике можно проследить определенную эволюцию стиля через смену предпочтительных оттенков, сюжетов, а также манеры письма. Живописный язык Ваулина построен на ассоциациях. Стремление быть разным, неожиданным и независимым, привело к тому, что в его творчестве переплелись сюжетное и абстрактное начала, и это говорит о его постоянном развитии.

На данной выставке представлено около 50 произведений этого одного из ярких и последовательных представителей современного отечественного абстрактного искусства, относящихся к различным периодам его творчества. Построена она не по жесткому хронологическому принципу, сопровождается характерной музыкой и небольшим роликом о творческом методе художника.

Как рассказали журналистам в ходе пресс-показа - это первая персональная выставка Ваулина в Русском музее. Несколько залов слева от парадной лестницы на втором этаже приняли его картины, представляющие разные периоды. А на открытие выставки пришло очень много любителей искусства. 

Выставка будет работать в Мраморном дворце до  19 июня 2023 года.