Трудно быть гением

На экраны Санкт-Петербурга вышел фильм режиссера Мэрри Хэррон  «Быть Сальвадором Дали», представляющий взгляд на биографию эпатажного художника в ярких деталях.

 

Сюжет картины разворачивается вокруг ряда событий двух лет - 1974 года, когда Сальвадор Дали — самый знаменитый и эпатажный художник на планете, готовит свою выставку в Нью-Йорке и 1985 год –завершение бурной жизни и возвращение к своим корням в Испании.

Все эти годы жизни уже престарелого художника – его роль сыграл обладатель премии «Оскар» и двух статуэток «Золотой глобус Бен Кингсли - подлинная власть в мире искусства в руках его жены Галы, роль которой исполнила Барбара Зукова, одна из самых известных в международном кинематографе немецких актрис. Гала - его муза, агент по продаже картин, спаситель, а временами мучитель и даже злой гений. Их страстный в первые годы жизни брак переживает не лучшие времена, а охваченный бурными эмоциями гений закатывает бесконечные вечеринки вместо занятий творчеством.

Зритель все это видит глазами юного ассистента Джеймса, несостоявшегося художника, помощника галериста, где должна пройти вставка Дали. По всей видимости, в реальности такого человека в окружении знаменитого художника все же не было.   Режиссер делает его чуть ли не главным героем фильма, по крайней мере исполнитель этой роли Кристофер Брини почти постоянно присутствует в кадре, что корреспонденту «Конкретно.ру» показалось несколько излишним.

Итак, Сальвадор Дали должен готовиться к большой Нью-Йоркской выставке, а юный Джеймс ловко приставлен к нему владельцем галереи с молчаливого согласия Галы, которая в вихре своего романа с молодым музыкантом не всегда успевает воздействовать на мужа, чтобы он неукоснительно создавал новые шедевры. А Дали уже стар, и не только телом - его искрометная фантазия тоже вот-вот иссякнет. Юный помощник робко пытается его направить на работу над картиной, но она так и остается похоже  незаконченной. Зато Дали с первых дней общения затягивает юношу в водоворот великосветских вечеринок, в безумный мир рок-звезд и шоу-бизнеса того времени. Романы там закручиваются просто по взмаху ресниц красавиц. В том числе сам Дали окружен ими, и главной вступает позже ставшая очень известной Аманда Лир в исполнении Андреа Пежич. И вот в этом вихре вечеринок, как сейчас сказали бы, тусовочной жизни, Дали рассказывает своему помощнику о некоторых эпизодах своей молодости, в частности о возникновении отношений с Галой. В фильме это романтичная встреча на берегу моря, когда юный художник в исполнении Эзры Миллера очень хорош внешне, полон сил и сразу влюбляется в жену своего друга, может быть не самую красивую внешне, но очень притягательную молодую женщину.

Самого развития их отношений в фильме нет, зато показан эпизод рождения замысла может быть одной из главных картин Дали с часами. Молодой художник смотрит на круглый сыр камамбер и видит, как он начинает плавиться. Затем переводит взгляд на круглый циферблат часов. и вот уже замысел его гениальной картины восторженно одобряет Гала. В этом смысле она, безусловно, сыграла ключевую роль в становлении чувства уверенности в Дали, что он гениален, хотя по ходу фильма есть эпизод: она жалуется Джеймсу, что когда-то в Париже никто не хотел покупать его картины, и она подолгу ходила и предлагала их всем.


Теперь же Дали – кумир, но в его мире всё перевёрнуто с ног на голову. 1970-е были эпохой великих: музыки,  моды, вечеринок и фильмов. Джеймс познает всю прелесть сладкой жизни в окружении Дали в американском отеле «Сан-Реджис», которая задавала ритм эпохе рока на Манхеттене. Кстати, оказалось, что фильм снимался отнюдь не в Америке. Съемки велись в период пандемии, и картина снималась весной 2021 года в Великобритании, частности, в Ливерпуле и Северном Уэльсе, причем весь съемочный период занял всего 5 недель.  «Графство Англси в северном Уэльсе, куда нетрудно добраться из Ливерпуля, стало нашим Средиземноморским побережьем. К счастью, погода нам благоволила – благодаря весеннему солнышку местность легко можно было спутать с Каталонией, - поделился продюсер. - Вторая съёмочная группа работала на юге Франции. Снятые там экстерьеры должны были дополнить сцены, которые снимались в Уэльсе. Это было необходимо, чтобы убедить зрителей в том, что действие происходит в Коста-Браво».

Ну, это всего лишь уловки организации съемочного процесса, да еще в пандемию, а вот мастерство суперпрофессионального актера Бена Кингсли, очень натурально и просто великолепно. Он сыграл Дали на высшем уровне и так проник в образ и постаревшего художника, что фотограф Денис Мур, который снимал самого Дали в отеле «Сан-Реджис» 50 лет назад, прибыв в Ливерпуль, чтобы сфотографировать Бена Кингсли в этой роли, воскликнул, что словно оказался в машине времени и опять увидел живого Дали.

Вторая половина фильма демонстрирует динамику юной любви Дали и Галы, когда он рассказывает Джеймсу истории из своей юности. Атмосфера этих сцен напоминает фильмы 1930-х, равно как сцены, действие которых происходит в 1970-х, напоминают кино того времени.  И, видимо, режиссер картины Мэри Хэррон - номинант на премии Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, делает это намеренно.

 Действие завершающей части фильма переносит зрителя в обожаемый Дали город Кадакес. В этой области превалирует скалистый ландшафт, который нашёл своё отражение во многих работах художника. Вперемежку идут сцены юности художника в этих местах и его настоящего, когда неожиданный эмоциональный порыв заставляет его быстро забраться на высокую скалу и дирижировать там ветром.

 Но все неуклонно меняется от романтической ностальгии до комического абсурда и глубокой печали, особенно когда в последние годы жизни супруги то отчаянно цепляются друг за друга, то готовы разорвать один другого. Особенно тяжело смотреть сцены смерти Галы, которая ушла раньше художника, и выполнение ее нелепого желания о похоронах в собственном замке, чтобы исполнить которое загримированное тело якобы еще живой жены художника везут в машине.

Блистательна исполнительница этой роли Барбара Зукова пишет, что Гала не оставила воспоминаний о себе, даже видео. «Я знала, что она из России и перерыла весь Интернет, пытаясь найти какие-то видео с ней. Единственный ролик, в котором слышен её голос - она произносит всего одно слово. Я прочитала две биографии о ней, авторы которых отзываются о Гале очень критично. Бравада Галы, возможно, не что иное, как маска, за которой она скрывала свою уязвимость. И это меня привлекало в роли больше всего».

Уход самого Дали в фильме не показан, только кадры его последней встречи с Джеймсом – и это уже совершенно потухший вулкан, некогда невообразимых страстей, буйной творческой и эпатажной фантазии. «Готовясь к роли Дали, я просмотрел множество документальных фильмов о нём и, признаюсь, влюбился в персонажа. Он помог мне посмотреть на мир другими глазами, не бояться рискнуть, принять своё творчество так, как он принимал своё» - скажет потом Бен Кингсли. - Выпущено немало книг, авторы которых беспощадно и безапелляционно осуждали Дали. Я же на некоторое время стал хранилищем его личности. Я рисовал его портрет, но никогда не брался его судить».

Не будем и мы судить великого художника, но посмотрев фильм «Быть Сальвадором Дали», который, конечно, нельзя назвать полностью биографическим, попытаемся понять истоки и мотивы его творчества.