За свою долгую жизнь корабль участвовал в четырех войнах, был учебной базой для гардемаринов и стал плавучим музеем.
11 (24) мая 1900 года, 110 лет назад, со стапелей Нового Адмиралтейства спущен на воду крейсер "Аврора". Это был третий из серии крейсеров Первого ранга, после "Паллады" и "Дианы", но именно этому кораблю было суждено занять особое место в истории Адмиралтейских верфей, отечественного кораблестроения России.
В русско-японской войне в составе 2-й Тихоокеанской эскадры "Аврора" в мае 1905 года участвовала в Цусимском сражении и, несмотря на серьезные повреждения, не спустила флаг перед врагом. В годы Первой мировой войны крейсер нес дозорную службу на Балтийском флоте. В Гражданскую войну, в ночь на 25 октября 1917 года, залп "Авроры" стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. во время защиты Ленинграда в Ораниенбаумском порту крейсер получил более 1300 пробоин.
В ноябре 1948 года крейсер "Аврора" был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной Ленинграда. Первые годы использовался в качестве учебной базы для воспитанников Нахимовского училища, где будущие моряки получали навыки морской практики. В 1950 году на крейсере силами личного состава был создан небольшой корабельный музей, который в июле 1956 года получил статус филиала Центрального военно-морского музея. За более чем полувековую историю музей "Авроры" посетили почти 30 миллионов человек из 154 стран мира.
Сегодня "Аврора" - единственный в мире памятник-корабль, сохранившийся на плаву с начала века.