Петербуржцы недовольны качеством банковских услуг

     Анализ результатов надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу свидетельствует: в последнее время существенно возрос объем обращений граждан на ненадлежащее предоставление финансовых услуг.

 

     Так, с 2006 по 2009 г. количество обращений, поступивших в Управление, увеличилось в 27 раз (с 5 до 134). За 8 месяцев 2010 года уже поступило 216 заявлений, что в 3 раза больше чем за аналогичный период 2009 года. Наибольшее количество обращений - на оказание услуг по потребительскому кредитованию (кредитные договоры и кредитные карты). Они составляют 80% всех обращений на оказание финансовых услуг, сообщили "Конкретно.ру" в ведомстве.

     Обозначился рост обращений на неудовлетворительное оказание услуг, связанных с приемом платежей кредитными организациями и терминалами, с выдачей наличных денежных средств и применением банкоматов. В 2009-2010 г. в Управление поступило 10 заявлений на неправомерное снятие сумм со счетов клиентов при не проведенных операциях. По 5 обращениям граждан проведены документарные проверки, в ходе которых требования потребителей были удовлетворены кредитными организациями, 5 заявлений направлены в правоохранительные органы.

     Всего за период с 2006 года Управлением проведено 135 проверок в сфере предоставления гражданам кредитов и иных финансовых услуг. В том числе за 8 месяцев нынешнего года проверен 51 банк, осуществлено 43 административных расследования, вынесено 25 постановлений о назначении административного наказания. В адрес руководителей кредитных организаций выдано 11 предписаний об устранении нарушений законодательства, вынесено 13 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

     Среди основных нарушений, допускаемых банками при оказании финансовых услуг: недоведение до потребителя информации о полной сумме подлежащей выплате по кредиту; обязательное страхование жизни и здоровья заемщика; определение подсудности по месту нахождения кредитора; взимание комиссионных вознаграждений за открытие и ведение ссудного счета; увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам; изменение тарифов без согласования с потребителем.

     В пользу правовой позиции Управления говорит и практика, связанная с результатами обжалования в арбитражных судах постановлений по делам об административном правонарушениях, вынесенных в отношении кредитных организаций: количество, принимаемых в пользу Управления судебных решений: в 2008 г.- одно решение, в прошлом году - семь, за 8 месяцев нынешнего года - девять решений.

     Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу с Ассоциацией банков Северо-Запада заключено соглашение о взаимодействии с целью повышения эффективности работы в вопросах обеспечения защиты интересов, как потребителей, так и кредитных организаций в сфере развития и предоставления финансовых услуг. Представители Управления принимают участие во всех проводимых Ассоциацией банков Северо-Запада мероприятиях, направленных на защиту прав потребителей и повышение их юридической грамотности в сфере финансовых услуг.