Как войска ДНР заходили в «Азовсталь»

История противостояния в Мариуполе союзных войск РФ/ДНР – с одной стороны, и Украины – с другой, состояла из нескольких этапов. В конце первой декады марта – заход с боями в город с нескольких направлений, с левого и правого берега Кальмиуса: река делит Мариуполь на две неравные части, большинство мостов были взорваны противником. В течение второй половины марта-начала апреля – ожесточённые бои в городе. 


«Восток» у «Азовстали»

ВСУ использовали тактику «маневренной обороны»: закреплялись в многоэтажных жилых домах, оборудовали огневые точки в частном секторе. Под натиском союзных войск и огнём артиллерии оперативно меняли дислокацию. Откатываясь, разрушали инфраструктуру, и даже, по многочисленным свидетельствам мирных жителей, стреляли в жилые дома из танков.

К началу второй недели апреля украинские войска оказались оттеснены из жилых кварталов на территорию нескольких промзон, самые крупные – металлургический комбинат «Азовсталь» и завод Ильича. С территории последнего была предпринята попытка прорыва силами 36-й бригады морской пехоты ВСУ, она была пресечена. 

Вскоре после этого, 13 апреля, более тысячи украинских морпехов сдались в плен. Через неделю город перешел под контроль войск РФ/ДНР, остался единственный очаг сопротивления на заводе «Азовсталь», где закрепились остатки нацполка «Азов» (запрещён в РФ), ВСУ и Нацгвардии. В этот день президент России Владимир Путин отдал приказ об отмене штурма завода. Территорию «Азовстали» заблокировали, осуществляя постепенное давление и не прекращая переговоров о сдаче военнослужащих Украины в плен.

Как стало ясно позже, это решение могло быть вызвано не только мотивами сберечь жизни личного состава, но и тем, что на предприятии оказалось некоторое количество гражданских, которых «азовцы» использовали в качестве «живого щита», или попросту заложников. В последующие дни в результате переговоров гражданские были эвакуированы, причём под видом мирных пытались выйти и несколько боевиков.

Решение об отмене штурма также позволило произвести переброску ряда подразделений из Мариуполя на другие направления. В городе остались силы, необходимые для блокирования территории завода и постепенного продвижения при поддержке авиации и артиллерии. В частности – подразделения внутренних войск ДНР, в том числе батальон, в своё время созданный на основе кадров знаменитой ополченской бригады «Восток», основатель и командир – Александр Ходаковский.


Беспилотники для арты

Восьмое мая, канун Дня Победы, яркий солнечный день. Командование батальона ВВ ДНР выдвигается на пункт управления, который располагается уже фактически на заводской территории, корпус немного отнесён от основных зданий. 

Подъезжаем под шорох «Градов», работающих по «Азовстали». Из разбитых окон здания открывается вид на завод, над которым заходит на бомбометание авиация. Самолётов не видно, лишь при заходе на цель раздается резкий хлопок, затем начинает подниматься клуб дыма, белого, тёмно-серого или ржаво-рыжего – в зависимости от того, куда попали. И докатывается звук взрыва.

Во дворе здания стоит одинокое офисное кресло, присев в него, можно наблюдать театр боевых действий. В зелёнке, имеющей приметы того, что когда-то она была газоном, отцветают кумачово-красные тюльпаны. В минуты затишья с восточного направления доносится треск стрелкового.

Военные меж тем обсуждают порядок действий у карты, развернутой на деревянном столе под открытым небом. Потом перемещаются в штабную машину и поднимают беспилотник. Задача сегодняшнего дня – зайти на территорию завода и взять под контроль мост над железнодорожными путями. Плацдарм этот довольно проблемный – есть сведения о том, что противник мог оборудовать огневые точки среди вагонов, оставленных на путях. Несколько дней назад при попытке приблизиться к мосту погиб боец с позывным «Дьяк» – его «снял» вражеский снайпер.

Именно поэтому сейчас особенное внимание уделяется аэроразведке местности. Батальон неплохо оснащён, работают две группы – штатная и добровольческая, в их распоряжении три беспилотных аппарата. Видео с БПЛА выводится на смартфон к оператору, а также на большой монитор, установленный в штабной машине. После выявления подозрительных точек даются ориентиры артиллеристам, начинается артподготовка, которая проходит в несколько этапов. 

Пока идёт обстрел, бойцы и офицеры, не занятые в процессе, угощаются фруктами, которые подвезла на пункт управления съемочная группа Russia Today. Блогер Владлен Татарский, воюющий в добровольческой группе аэроразведки, даже успевает записать видео для своего канала.


Рядовой «Мавик» погиб

Ближе к вечеру арта затихает, снова поднимаются беспилотники. После осмотра территории выдвигаются две штурмовые группы – они идут параллельно железнодорожным путям с двух сторон моста, под висящими в воздухе дронами. 

Александр Ходаковский ведёт «свою» группу по данным коптеров, наблюдая продвижение бойцов на мониторе. Один аппарат, побольше, висит над сектором, другому – миниатюрному «Мавику», поставлена задача посложнее. 

«Пускай малый беспилотник, пусть он даже погибнет...», – командует Ходаковский. «Рядовой Мавик» должен «заглянуть» под мост, сначала со стороны группы, затем – произвести облёт объекта и дать картинку со стороны противника. 

«Твой передний боец слишком далеко высунулся, – говорит Ходаковский в рацию командиру группы. – Убери человека оттуда, это ненужный риск... Мы и так видим с воздуха, что там происходит, и можем вас сориентировать».

Группы постепенно продвигаются, на мониторе видны человеческие фигурки. «Мавик» честно дает картинку; внезапно связь с коптером пропадает. Похоже, он пал смертью храбрых. Среди бойцов потерь нет; мост взят под контроль, противник не обнаружен. Правда, внизу остались неразорвавшиеся мины, которыми «азовцы» перекрывали проход – теперь их нужно обезвредить.

На закате группа аэроразведчиков выдвигается на поиски коптера – безуспешно. Судя по всему, снизившийся на критическую высоту дрон попросту подстрелили. 

Офицеры на пункте управления занимаются распределением групп, которым предстоит удерживать взятый под контроль сектор. На грузовых машинах прибывают бойцы, вскоре заступающие на ночное дежурство.

Штурмовая группа «востоковцев», выполнившая задачу, будет отведена.


У смежников «трёхсотый»…

Издалека раздаются звуки работы миномётов. Постоянный фон, на который уже не обращаешь внимания. Я не сразу понимаю, что на этот раз «проснулся» противник. 

«У смежников «трёхсотый», – поступает сообщение. Раненый – из второй группы, той, которая заходила с другой стороны моста. 

Ходаковский командует выезд бригаде медиков, она находится на другом посту, в уже зачищенной части промзоны. Проходит несколько минут – к пункту управления подлетает микроавтобус военной «скорой». Одновременно из боевых порядков доставляют раненого.

Военфельдшер Оксана – до войны работала в детской реанимации – прямо в машине снимает наложенный бойцами ИПП, режет на раненом штанину – осколочное в ногу. Из машины вылетает комок окровавленных бинтов; Оксана накладывает свежую повязку. Дверь «скорой» захлопывается, машина летит на фельдшерский пост. 

Партизанская тактика противника – затаиться, пока группа заходит, и уже после продвижения открывать огонь – уже хорошо известна бойцам и командирам, но всего предусмотреть невозможно. Главное – день захода военных ДНР на территорию «Азовстали» в этом секторе обошелся без жертв. 

Ну, если не считать погибший коптер.


Оружие должно быть за спиной

...В последующие дни продолжалось продвижение республиканских войск на территорию завода, перерезали несколько проходов к воде, которые Ходаковский назвал «крысиными ходами». Через неделю, 16 мая, Александр Сергеевич сообщил в своем телеграм-канале о выходе первой группы противника под белым флагом.

Боец «Востока», лично наблюдавший сдачу «азовцев» в плен, так рассказал о произошедшем: «Сначала несли раненых... Кто на носилках, кто на закорках. Раненых было много, десятки. Выходили женщины в военной форме, затем мужчины. Выводили их россияне, нам было запрещено крутить в сторону пленных дули и показывать им язык... Оружие должно было быть у всех за спиной. Шутки шутками, но чувства сложные были. У жены моей как раз на днях брат погиб под Марьинкой, только похоронили. А тут эти идут, некоторые гогочут. Но приказ есть приказ».


Всего за три дня 16-18 мая на «Азовстали» сдалось в плен 1730 украинских военнослужащих.

Наталия Курчатова, специально для «Конкретно.ру» с пункта управления батальона, фото автора