Сборы были недолгими. Рассчитывали только на себя. Впереди – 1600 километров пути, с собой – гильза с землей, взятой у мемориала воинам, погибшим в Афганистане, в парке Интернационалистов. Маршрут – из города-героя Ленинграда в город-герой Минск и обратно.

Перейти границу
Санкт-Петербургская региональная общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «ПЕТРОГРАД» провела международную акцию-автопробег, посвященную 35-летию вывода советских войск из Афганистана, первый этап которого завершился 15 августа 1988 года.
За три месяца половина Ограниченного контингента в соответствии с Женевскими соглашениями, подписанными в апреле Михаилом Горбачёвым и Эдуардом Шеварднадзе, вернулась на родину. Последующие полгода стали завершением этой военной кампании. Хотя если опираться не на громкое заявление Бориса Громова, а на реальные факты, за спиной командарма ещё до весны оставались «за речкой» мотоманевренные группы погранвойск КГБ СССР и пара эскадрилий ВВС.
Но пусть в деталях разбираются историки, а мы едем в Минск. Там, в самом центре белорусской столицы, на берегу реки Свислочь, пограничный столб, за ним – мостик, и вот она – территория «за речкой», полностью посвящённая той самой, последней советской войне – рукотворный Остров мужества и скорби.
Мостик на остров перекинут от Троицкого предместья, откуда в стародавние времена и возникла нынешняя белорусская столица. Ещё три века назад эта часть города считалась торгово-административным центром. Таковым Троицкое предместье оставалось очень долго, а сейчас является, пожалуй, самым привлекательным для туристов кварталом Минска.
В народе Остров мужества и скорби, который на правах филиала входит в структуру Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, называют Островом слёз. Прямо у входа – камень с вмурованной бронзовой иконой. На ней написано на белорусском языке: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм… Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле…».
Традиционно к этому камню возлагают венки и цветы, поясняет председатель совета Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память» Владимир Шоков. Мы вместе с белорусскими побратимами выстраиваемся в небольшую колонну. Во главе, вместе с лидером минских «афганцев», почётный гость торжественной церемонии – председатель профильной комиссии по делам ветеранов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководитель Санкт-Петербургского городского отделения «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Игорь Высоцкий.

Сохраните в памяти, потомки…
Владимир Шоков ведёт «афганскую» колонну к камню с бронзовой иконой. В нашем автопробеге – много пересечений. Помимо того, что города на Неве и Свислочи носят высокие звания героев, с 2000 года Санкт-Петербург и Минск официально оформили побратимские связи. Если же вернуться к ветеранской теме, то в 1988 году, когда ещё шла афганская война, в Ленинграде был заложен парк Интернационалистов, а в белорусской столице началось возведение символического мемориального комплекса – Острова мужества и скорби.
Кстати, первые деревья в парке Интернационалистов сажали ветераны этой войны и воины запаса. Вскоре рядом с молодыми саженцами появился закладной камень, на месте которого в 1998 году возвели монумент воинам, погибшим в Афганистане. Здесь, у статуи скорбящей матери и рвущимся за ней сквозь пламя двум бойцам на фоне скал, уже много лет проходят основные мероприятия, связанные с ветеранами боевых действий. По обе стороны от скорбной материнской фигуры установлены гранитные стелы – на них выбиты имена всех павших ленинградцев.
В 1996 году было завершено строительство искусственного острова в Минске – место проведения всех «афганских» встреч и сборов. За камнем у входа высится небольшой храм-часовня, в силуэте которого угадывается колокол. У каждого из четырёх входов в часовню – скульптуры матерей и вдов, чьи родные не вернулись с войны. От храмовых колоколов ввысь идут металлические струны – говорят, при сильном порыве ветра они издают звуки, похожие на плач. Над часовней – крест с рубином, который в тёмное время подсвечивается снизу, символизируя кровь погибших солдат. На стенах выбиты сотни фамилий – всех белорусов, павших на афганской земле…
Камни с высеченными названиями афганских провинций. Знак в память о погибших пограничниках. Плачущий ангел, оплакивающий не вернувшихся домой. Символический поминальный стол, который изготовлен из переплавленной танковой брони – из Афганистана.
«…Звон колоколов накроет храмы,
Прошлое проступит всё ясней.
И с молитвой зарыдают мамы,
Помянув погибших сыновей».
Станислав Сандалов, один из участников международной акции-автопробега, читает свои строки у поминального стола, на котором – стакан с водкой, по обычаю накрытый куском хлеба. Третий тост…
«…Мы – эпохи канувшей обломки,
Чей хрипящий голос не умолк.
Сохраните в памяти, потомки,
Наш Интернациональный долг!»
Нам пора. Сначала – в тематический зал Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, демонстрирующий выполнение советскими воинами интернационального долга в разных точках планеты. Затем – в величественный Минский Храм-памятник во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

Крипта, хранящая историю
В специальном подземном сводчатом помещении Храма-памятника в июле 2010 года были захоронены останки трёх неизвестных солдат, павших в сражениях Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны. С тех пор здесь, в ониксовых нишах стен размещаются памятные гильзы или капсулы с землей, привезённой с мест ожесточённых боев, где бы они ни происходили – чтобы помнить солдат, отдавших свои жизни при исполнении воинского долга.
Хранятся в крипте гильзы с землей, доставленной с мест дислокации советских частей в Афганистане; землёй из-под Гатчиной, где героически сражалась танковая рота под командованием Зиновия Колобанова; землёй с места ожесточённых боев на плацдарме «Невский Пятачок» и землёй с Пискаревского мемориального кладбища в память начала полной блокады Ленинграда.
Нас встречают руководитель белорусского Национального мемориального комплекса «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших» протоиерей Фёдор Повный и директор крипты Александр Гостев. Собственно, в этом и заключался смысл международной акции-автопробега – сначала передать «Афганскую» гильзу белорусским побратимам как символ единства и общей памяти, а затем вместе с ними совершить торжественную церемонию её закладки в нишу крипты – рядом с капсулой земли с Пискаревского мемориального кладбища.
Перед тем, как председатель Санкт-Петербургской региональной общественной организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «ПЕТРОГРАД» Дмитрий Загрянский вручает руководителю Храма-памятника «Афганскую» гильзу памяти», звучит лития по всем воинам-интернационалистам, погибшим «за речкой»…
Минск провожает нас совсем не августовским солнцем. Возможно, кто-то из ленинградских парней, чьи фамилии высечены на гранитных стелах, служил с кем-то из белорусов, упомянутых на стенах часовни. Или они приняли вместе свой последний бой. Мы не знаем тонкости военной биографии сотен воинов, отображённых вечными надписями, но теперь в одной из ниш крипты хранится «афганская» гильза, чтобы помнили. Помни каждого, родина…
Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото Андрей Щербы и архива СПб РООИВА «ПЕТРОГРАД»