За пару дней до воссоединения
Тогда, в конце сентября, мы возвращались из-за ленточки. Были полны минами обочины израненной дороги на Мариуполь, которую периодически доставала украинская артиллерия. Не прошло месяца, как перестал огрызаться на территории «Азовстали» упорствующий нацбат. Лежало в руинах здание Русского драматического театра, но оптимистично забил вверх струями фонтан на площади перед ним.
Еще не почувствовали жители городов и поселков, вернувшихся в Донбасс, что война слегка отодвинулась на Запад. Не успели вернуться в институты мобилизованные в ДНР студенты. В Донецке или Горловке фронт проходил по окраинам, и ДРГ противника периодически прорывались ко второй линии обороны. Самым, пожалуй, важным гуманитарным грузом были экипировка и снаряжение – бронежилеты, каски, прицелы, обмундирование для подразделений, которые буквально вчера назывались местной Народной милицией, а теперь начали входить в состав Российской армии.
Сегодня, спустя два года, это почти история. Многое изменилось. Хотя линия боевого соприкосновения не ушла далеко вперед, но ГРАДы уже не поддерживают огнем пехоту прямо из городских кварталов. Взята неприступная Авдеевка, из которой постоянно обрушивалась смерть на улицы Донецка. Перешел под контроль российских войск Нью-Йорк, откуда ВСУ беспрерывно третировали значительную часть Горловки.
Красные стрелки на карте боевых действий все ближе приближаются к городу, откуда началась в 2014 году многолетняя битва за Донбасс. До Славянска, ставшего символом Новороссии, осталось примерно 50 километров…
Нелеповка больше не стреляет
Есть что-то символичное и в том, что вторая годовщина вхождения ДНР в состав России может стать днем, который положит конец бесконечным обстрелам Горловки. Достаточно сказать, что завершающая декада сентября выдалась для жителей этого города страшной. Напоследок украинская артиллерия усиленно била по жилым домам.
По информации представительства в ДНР Совместного центра по контролю и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины (ЦСКК), только 20 сентября Горловка была обстреляна 39 раз. Ранены 16 мирных жителей, погибли трое. Повреждения получили девять многоквартирных домов и пять домов в частном секторе. Разбито три общественных здания и столько же промышленных объектов. По центральному автовокзалу ВСУ нанесли удар, применив ракету РСЗО «Ураган». Наряду с артиллерией участились сбросы с беспилотников на гражданские автомобили.
Атаки на мирное население продолжались ежедневно, пополняя счет погибших и раненых горловчан. В предпоследний день сентября из ствольной артиллерии, в том числе кассетными боеприпасами, были обстреляны поселки «Кочегарка», Никитовка и Гольма, территориально расположенные в Горловке. Ранены семь человек, из них двое детей. Согласно данным представительства СЦКК в ДНР, республика подверглась 35 обстрелам – девять пришлось на Донецк, 26 – на Горловку.
30 сентября ВСУ снова били из Курахово 155-м калибром по самому Петровскому району – самому западному в донецкой столице, ранены две женщины. Снаряд за снарядом отправлялся из Катериновки в сторону Горловки – в результате артиллерийского удара по жилмассиву «Солнечный» ранены шесть мирных жителей, среди них трое детей, еще один подросток погиб.
К исходу дня пришла информация о том, что российские войска заставили неприятеля на торецком направлении отступить из Нелеповки. Как сообщает Минобороны РФ, контроль над этим населенным пунктом позволил отбросить позиции украинской артиллерии на расстояние, с которого будет невозможно обстреливать мирные районы Горловки.
Остаются беспилотники. Они пока ястребами кружат над городскими улицами, выискивая жертву. Нельзя скидывать со счетов и возможные ракетные удары – британские Storm Shadow могут достигать целей на дальности 250 километров.
Похлеще варваров
Не хочется уподобляться экранным пропагандистам – у них своя собственная реальность и всепобеждающий танк «Армата». А у нас – невыдуманные цифры.
С начала СВО на долю горловчан выпало испытать почти 17533 украинских обстрела. Это значит, что общее количество снарядов и ракет, которыми пытались запугать, искалечить, уничтожить мирных жителей, исчисляется сотнями тысяч единиц. Трудно удержаться от сравнения – в феврале 1945 года США и Великобритания подвергли варварской бомбардировке немецкий Дрезден. На жемчужину Саксонии было сброшено семь тысяч тонн боеприпасов, практически полностью уничтожив город.
Вес 155-мм натовского снаряда большой дальности, как свидетельствуют военные эксперты, достигает 48 кг. Горловка успела пережить, похоже, даже больше, чем разрушенный Дрезден. Сначала по ней били старыми советскими боеприпасами, а потом – американскими, британскими, польскими и немецкими. Наверное, и не только ими. Обстрелы превратились для горловчан в обыденность, как и привычное отсутствие воды – ее перекрыла Украина позапрошлой весной в отместку за СВО.
Всего за время проведения специальной военной операции в ДНР погиб 5081 мирный житель, в том числе 152 ребенка. Ранения различной степени тяжести получили 7105 гражданских лиц, среди них 483 – дети.
Два года назад мы возвращались из-за ленточки, чтобы потом вернуться туда снова и снова. И поначалу будет казаться странным, что в Горловке не слышно ни прилетов, ни выходов – слова, изменившие свой смысл на войне. Скорее бы всем от этого отвыкнуть…
Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора и Александра Переверзева
Видео доступно в ТГ-канале «Конкретно.ру»