Спецназ уходит в Заполярье

Об очередной полярной экспедиции «Северный десант» и его командире и вдохновителе, президенте компании «Славтэк» Александре Петермане мы рассказывали прошлым летом. Как и планировалось, 14 марта 2016 года экспедиция вышла из Нижневартовска в свой очередной полярный поход. На сей раз маршрут пройдет, как обычно, от посёлка Тазовский на Таймыр, а затем, если обстоятельства позволят, по архипелагу Северная Земля до Арктического мыса, самой северной точки России. 

Но экспедиция не только идет по новому маршруту. С ней произошли принципиальные изменения – пока небольшие, но предполагающие вырасти в очень большое дело государственного значения. «Северный десант» впрочем, с самого начала был не только экстремальным развлечением крутых сибирских мужиков, но и вносил свой вклад в копилку общегосударственных дел. Причина проста: его командир и спонсор, президент нижневартовской корпорации «Славтэк», член Союза десантников России, член Русского географического общества и прочая, и прочая… по духу является «государственным человеком». А как человек мыслит, так он и действует.


Собственно, и начиналось всё не с желания, как говорит сам Петерман, «заглянуть за горизонт». Желание пришло потом. А начиналось всё с полезного дела. В 2008 году врач и этнограф, исследователь коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа Валерий Михайловский подбил Петермана пойти на снегоходах по маршруту, названному им «Великий Северный путь» – хотел проверить свою теорию расселения финно-угорских племен. Они прошли от города Лодейное Поле в Ленинградской области до Нижневартовска. Теорию проверили. Отношение ученого руководителя экспедиции к тому, что пришлось пережить, определяется фразой: «Никогда больше!» А вот спонсору и его товарищам, крутым мужикам из Нижневартовска, северный экстрим понравился настолько, что теперь они проводят в арктической тундре по месяцу каждый год. Причем не в закрытой кабине автомобиля или вездехода, а на открытых всем ветрам «арктических мотоциклах». 

С самого начала экспедиция брала на себя «попутные» задачи. Например, занималась отработкой системы ГЛОНАСС, когда та еще только начиналась. На одном из снегоходов установили специальный прибор, которые каждые 15 минут посылал сигнал в космос, а разработчики системы тестировали его работу. Заодно и за экспедицией наблюдали в режиме реального времени, что тоже важно – мало ли что…

Арктика до сих пор – малоизученный район, рельеф которого не обозначен на картах. Точнее, карты – они сами по себе, а рельеф – сам по себе. Было дело, Петерман по какому-то наитию остановил машину в пяти метрах от крутого обрыва. Еще чуть-чуть – и ага… Или, например, другой случай: снегоходчики попали в каньон с десятиметровыми стенами, не обозначенный ни на одной карте. Крутились там полночи, искали выход – и вдруг заметили свет. Оказалось, ненец-кочевник услышал шум моторов и включил над своим чумом прожектор. Он напоил гостей чаем, а потом показал им дорогу.


Такое отношение – не исключение, а правило для тундры: там человек человеку действительно друг, товарищ и брат. Слишком мало в Арктике людей, слишком ценны встречи. В этом одна из причин того, что «Северный десант» не прокладывает абсолютно новых маршрутов: каждый год их ждут в городках и посёлках, на полярных станциях. А когда тебя ждут – обманывать нельзя. 

Но вернёмся к картам. Естественно, экспедиция наносит на карту всё, что попадается на пути. Холмы, каньоны, дороги… Одна из задач, которую ставит Петерман – создать базу данных по дорогам в тундре, куда войдут все маршруты: пастухов, рыбаков, охотников. Не просто карту, а именно базу данных, потому что каждая дорога должна сопровождаться указанием: когда и на каком транспорте она проходима. Где-то пройдёт грузовик, а где-то – только собачья упряжка.


А еще они отмечают… мусорные свалки. Оказывается, на Севере полно мусора – остатки брошенного бурового оборудования, бочки из-под топлива, даже грузовики. Закончив работу, производители не вывозят всё это – слишком дорого. Дошло до того, что безлюдную, практически не освоенную Арктику надо чистить. Дело это по нынешним временам опасное для исторической памяти – а значит, и для государства. 

«Какой-нибудь чиновник отдаст тендер своему брату, – говорит Александр Петерман, – и тот поедет «убирать Арктику». А там есть вещи, которые трогать нельзя. Например, остатки петровской экспедиции, которая прошла этим путем 300 лет назад. Следы других экспедиций – избушки, могилы первопроходцев… Был у нас случай: мы остановилась на ночлег возле кучи каких-то старых бревен, похожих на развалины избушки. Стали потом смотреть по карте – и выяснили, что там останавливалась арктическая экспедиция Колчака. Там ничего нельзя делать без людей от науки. А то пригонят гастарбайтеров и вместе с бочками уберут память. Для них старые зимовья – это дрова, а не памятники…


Как видим, попутными поручениями экспедиция не обижена. Но Петерману всё равно мало. Бывший десантник очень хорошо понимает: может получиться так, что Север придется защищать. А для этого воины, и особенно десантники, должны уметь жить в этих широтах, знать тысячу мелочей, которые известны экстремалам – иначе и боевую задачу не выполнишь, и сам здесь останешься на поживу медведям. 

В этом и заключается принципиальное отличие нынешнего похода от прежних. Этой весной с экспедицией идет «вежливый человек» – офицер из Центра специальных операций. А совсем недавно, в феврале, в Нижневартовске состоялся семинар для спецназа ГРУ, ВДВ и Рязанского десантного училища по действиям в арктических условиях. Семинар проводили участники экспедиции – демонстрировали технику, снаряжение, одежду, рассказывали о своих походах и особенностях Арктики. Главное участники семинара поняли: с тем, что имеет сегодня армия, в высоких широтах не то что воевать – ходить, и то нельзя.

Какие результаты последуют из этого начинания – предсказать невозможно. Пока что военные с большим интересом отнеслись к тому, что им рассказали и показали. В будущем году планируется поход уже тремя группами – «Северный десант» и две группы военных. Но Александр Петерман замахивается на большее. Он считает, что Нижневартовск идеально подходит для того, чтобы создать здесь центр подготовки для офицеров арктических вооружённых сил, спецназовцев, пограничников, спасателей – да кто будет работать в северных широтах, того и тренировать! С одной стороны, здесь есть развитая инфраструктура, международный аэропорт, с другой – сибирский климат с зимними морозами. А если потребуется провести учения на местности – до полуострова Ямал тысяча километров автомобильной дороги. Несколько выпусков бойцов подготовленных здесь, и враг сто раз подумает, прежде чем объявить российскую Арктику своей «сферой влияния».

 

          Ксения Анисимова, специально для «Конкретно.ру», фото – Евгения Авраменко, Санкт-Петербург – Нижневартовск