Очередь «на кровь»

В Калининграде очень не хватает доноров, но областная станция переливания крови не успевает принимать даже тех, кто есть

 

 

До первой крови

 

Областной станции переливания крови на днях исполнилось 60 лет. Помимо здравиц по случаю юбилея были и сетования. Мол, доноров мало, шутка ли, за последние десять лет донорский актив ОСПК уменьшился в два раза. Впрочем, тема эта педалируется и без юбилеев. То и дело видишь социальную рекламу, которая призывает: «Твоя кровь спасёт жизнь». Вливайся, одним словом. И кто-нибудь из не охваченных донорством, проникшись, отправляется на станцию переливания крови. А там его, скорее всего, ждёт сюрприз. Неприятный…

На прошлой неделе на всю область был кинут клич: земляки, помогите умирающему от рака мальчику, поделитесь кровью! У меня как раз та группа, что требовалась. И двумя неделями ранее я пытался сдать кровь без каких-либо призывов. Возник, можно сказать, порыв. Однако, придя тогда на ОСПК, в итоге я ушёл, так и не сдав кровь.

Почему? Да потому, что там очереди. В регистратуру, потом в один кабинет, во второй, в третий… Поверьте, я не считаю себя героем, и что меня там должны были встречать с оркестром. Но вот вдумайтесь: наслушавшись разговоров о нехватке доноров, человек решает добровольно пройти эту, прямо скажем, не самую приятную процедуру. Время изыскивает, ведь принимают там лишь в будни с 7.30 до 12.30. А на месте выясняется: чтобы отдать такую якобы нужную частицу себя, любимого, ты должен отстоять сперва в очереди – как в былые времена за колбасой…

Общая реакция новичков, с кем довелось пообщаться в той очереди: растерянность, мало-помалу переходящая в раздражение. У всех возникало такое ощущение, что нас… одурачили. Посудите сами: тебя зазывали, выручай, дескать, доноров не хватает. И вот, наконец созрев, ты пришёл. А тут – ничего себе нехватка доноров!

Одни всё же оставались, другие уходили, не имея возможности больше ждать. Ушёл и я, за полтора часа не добравшись даже до середины пути.

Признаться, зарёкся ходить туда ещё. И вдруг история с этим несчастным пацаном… В общем, пошёл, утешая себя: в тот день мне не повезло, случился неожиданный наплыв доноров. Хотя знал, что это самообман – «аборигены» ОСПК в первое моё посещение говорили: здесь так всегда.

Всегда не всегда, однако во второй раз вышло так же, как и в первый. Только теперь я, уже «бывалый», наблюдал на лицах новичков ещё большее недоумение. Эти люди ведь не ради положенных за дачу крови двухсот рублей и двух дней к отпуску пришли. Они, как правило, и не знали о таких «благах». Они отпрашивались с работы, учёбы и ехали сюда порой через весь город лишь затем, чтобы помочь незнакомому им мальчику.

Правда, в отличие от упомянутых «колбасных» очередей на станции переливания крови никто не скандалил, не требовал пропустить его вперёд или каким-то образом ускорить процесс. Просто, увы, часть новичков сошла с дистанции. Лимит отпущенного на дачу крови времени истёк. А от тех, кто всё-таки проходил весь путь, нередко можно было услышать негромкое: «Да чтобы я ещё раз…»

Похоже, ОСПК не справляется даже с нынешним «ручейком». Что же тогда тут будет, если в ответ на сетования число доноров и впрямь начнёт расти? Им с ночи придётся очередь занимать?

К слову, сами специалисты главную причину в уменьшении количества доноров видят в том, что разрушена система планового донорства на предприятиях и в организациях. Там всё зависит от руководителей. А они зачастую не желают устраивать у себя Дни донора. По понятным причинам - им это невыгодно. Потому медикам остаётся уповать на федеральный центр (проблема-то общая для всей страны). Может, там придумают, как возродить плановое донорство.

Тем не менее выезды работников ОСПК на места ещё случаются. Недавно автору этих строк довелось побывать на одном из таких локальных «заборов» крови. На всё про всё у меня в тот раз ушло полчаса…

 

Влад Ржевский

Калининградская правда