Ленобласть пускает деньги на ветер, воду и биотопливо

Электростанции на биотопливе, спасительные ветропарки и реконструкции гидроэлекростанций. С таким арсеналом 47 регион проводит перевооружение своей энергосистемы, чтобы стать «зелёным». Корреспондент «Конкретно.ру» узнал о планах чиновников и посетил старейшие ГЭС на востоке Ленобласти.

Свои мосты

«Смотри, мост разводят!» – весело кричит группа из петербургских журналистов и художников. Они стоят перед шлюзом, который отделяет гидроэлектростанцию Верхнесвирской ГЭС от материка. Мост с помощью механизмов уезжает в опору, как перочинный ножик, освобождая дорогу очередной барже.

«Что вас удивляет, у вас же самих мосты разводят?» – удивляется сотрудник станции.

«Да, но у нас-то – вверх, а у вас – вбок», – отвечает ему художник.

Вместе с коллегами мастер путешествовал в пресс-туре, организованным ПАО «ТГК-1», зарисовывая «индустриальные пейзажи» для продвижения положительного образа компании. При этом гидроэлектростанции оказались в числе приоритетных – за свою историческую особенность и архитектуру – в отличие от однотипных ТЭЦ. Немалую роль сыграл «зелёный» характер добычи электроэнергии, к которому проявляет интерес компания.

В Ленобласти шесть гидроэлектростанций, половина из которых приходится на каскад ладожских ГЭС. Все построены в прошлом веке и с тех пор неоднократно реконструировались. При этом строительство таких сооружений – дело весьма дорогое. Самая старейшая на Северо-Западе – Волховская – возведена потомком голландского инженера Генрихом Графтио в 1926 году на реке Волхов.

Местные жители называют её замком на воде – за архитектурный стиль, напоминающий итальянские строения. Такое же роскошное и внутреннее убранство на станции: пульт управления отделан мраморной плиткой, привезённой в начале XX века с Аппенинского полуострова.

Однако «дворцовый» интерьер был выбран из практичных соображений – в те времена только этот материал не пропускал ток. В 1943 году Волховская ГЭС единственная снабжала блокадный город электричеством. Больше полувека мощности потреблял Волховский алюминиевый завод, но в 2013 году предприятие обанкротилось. Теперь эта и другие ГЭС в Ленобласти выполняют роль перетока для общей энергосистемы, снабжая электричеством близлежащие населённые пункты.

«На момент строительства мы были крупнейшие в Европе, а сейчас маленькие, конечно. Особенно если сравнивать с одним блоком старой ленинградской АЭС (500 МВт). Нынешняя мощность – 86 МВт, этого хватало и на завод, и на город. С другой стороны, у нас зелёная и дешёвая энергия – это мало у кого есть. Даже электростанции на биотопливе и ветре менее экономически выгодны», – рассказывает инженер по охране окружающей среды каскада ладожских ГЭС Светлана Минячева.

Областное землетрясение

Мы разговариваем со Светланой на заградительных сооружениях, под которыми Волхов переливается через край. Всего два года назад энергетики били тревогу – уровень воды тут был самый низкий за последние 10 лет. Возникла даже опасность полного обмеления рек в Великом Новгороде, и специалистам пришлось остановить почти все гидроагрегаты. Из-за дождливого лета в этом году ситуация обратная – работает практически все турбины, а воду приходится сливать впустую.

От работающего генератора здание буквально трясёт, как во время небольшого землетрясения. Трясёт матовые от пыли стекла, плитку под ногами, кружку одного из инженеров на рабочем столе с инструментами. Для персонала станции – это ежедневный саундтрек, как и для окружающей природы. В начале эксплуатации ГЭС оказалось, что обитатель реки – волховский сиг – старается держаться подальше от «сейсмической» зоны и не идёт на нерест. Для краснокнижной рыбы соорудили рыбоход, но он оказался не востребован. С тех пор там работает рыбзавод по разведению исчезающего вида.

Впрочем, монотонная вибрация нередко подсказывает специалистам о состоянии оборудования. «Был у нас случай, когда «услышали» короткое замыкание в сети. Нагрузка на генераторы сильно снизилась, изменилась вибрация. Техника сработала автоматически, но мы были уже в курсе изменений», – рассказывает мастер ГТЦ Нижне-Свирской ГЭС Степан Киселев.

Ещё одна напасть для ГЭС – отходы в реках, которые забивают сороудерживающие решётки. Туда попадает практически всё, что не уходит на дно. На этот случай рабочие используют специальный ковш, вычерпывая содержимое и вывозя на свалки. Куда сложнее обстоит ситуация на Верхне-Свирской ГЭС, которая первая стоит на пути мусорного потока и торфяных островов.

«Из-за обильных дождей в этом году оторвался целый остров из торфа. Его общая площадь, мы измеряли, была 14 гектаров. Огромное поле со своей живностью. Один из наших сотрудников, побывав там, встретил пару зайцев, одну змею и много ягод. Пришлось вызывать катер, им и резали эту землю на части, а потом ещё долго вывозили», – рассказывает главный инженер каскада Ладожских ГЭС Станислав Гуц.

Ветряные станции

Энергетики рассматривают возможность черпать электричество не только из воды, но и из воздуха. Так, в сентябре стало известно, что ПАО «ТГК-1» изучает возможность строительства ветроэлектростанций на территории Петербурга и Ленобласти. Возведение 6 инновационных станций может начаться в 2019 году – три в Кронштадте и три в 47 регионе.

Компания заключила контракт с ООО «ПРО ГРЭС» для поиска и определения параметров площадок для строительства ВЭС установленной мощностью 50 МВт. На эти цели было выделено 2 млн рублей, следует из документов на сайте госзакупок. Планируется, что специалисты проведут ветромониторинг в регионе. Локация будущей станции должна быть согласована с Росавиацией и аэропортами. По оценке экспертов, стоимость проекта может составить 7-8 млрд рублей.

Редакция «Конкретно.ру» отправила информационный запрос в «ПРО ГРЭС», но ответ на момент публикации материала получен не был.

Пресс-служба ПАО «ТГК-1» воздержалась от комментариев, предложив дождаться официальных заявлений от руководителей компании. Собеседник в одной из структур Газпрома в разговоре с корреспондентом предположил, что основная цель проекта – продвижение имиджа газового монополиста как экологичной компании.

«Странно, что этот проект хотят реализовывать в Ленобласти, где переизбыток электроэнергии. Много мощностей остаётся невостребованными. К сожалению, вопрос экологии, как правило, тут не главный, на первом месте – экономические перспективы. Пока держатся те тарифы, которые установлены в регионе, себестоимость такой энергии очень низкая. Вполне возможно, что будут выбраны те территории, куда дороже провести линии электропередач, чем построить ветрогенераторы», – пояснил специалист.

Аналогичный проект запускает ООО «Ветропарк», говорится в материалах ассоциации Российской ассоциации ветроиндустрии (http://ruswindenergy.com/ru/proektyi). В качестве потенциальных площадок рассматривается две локации в Петербурге и Ленобласти. Строительство первой станции мощностью 100 МВт планируется начать в 2017 году рядом с посёлком Свирица. Там сейчас проводится ветромониторинг. На второй площадке – в порте Бронка – проходит разведка площади. По планам компании, в 2018 году морской хаб должен будет обеспечиваться 6 МВт электроэнергии от силы ветра.

Европейский ветер

Стоит отметить, что в двух регионах России строительство ветряных электростанций уже началось. Так, финской консорциум Fortum Power and Heat Oy (миноритарий в ТГК-1 – 29,5%) возводит 14 ветроустановок в Красном Яре общей мощностью 35 МВт. Их высота будет достигать 88 м, а длина лопасти – 53,8 м. В пилотный проект компания намерена инвестировать 5 млрд рублей. В качестве подрядчика по созданию ветрегенаторов в июне 2017 был выбран датский производитель Vestus.

Самая крупная площадка по преобразованию ветра в электроэнергию должна появиться к 2020 году в Ростовской области. На территории в 133 га, где ранее планировалось построить игорную зону «Азов-сити», возведут ветропарк общей мощностью 90 МВт. Предварительная стоимость инвестпроекта оценивается в 10 млрд рублей, средства в проект вложит дочерняя компания немецкого энергохолдинга SoWiTec operation GmbH.

Деревянная экономика

«Озеленение» 47 региона проходит наиболее активно за счёт замены угольных и мазутных котельных на газовые. Однако проводить газопроводы в некоторые уголки, как в Приозерский и Лужский районы, экономически невыгодно. Поэтому областное правительство параллельно развивает котельные на биотопливе.

«Есть регионы, которые точно не дождутся газа, но там есть социально-значимые объекты. Мы ищем другие варианты модернизации старых котельных. Тут делаем акцент на экологически чистом биотопливе. В этом году работы по реконструкции и строительству должны завершиться на 6 из 28 котельных», – рассказал председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленобласти Андрей Гаврилов.

По его словам, объекты строятся по концессионной схеме. Экологически чистые объекты появятся в Лужском, Сланцевском, Подпорожском, Тихвинском, Приозерском и Выборгском районах.

«Наименее проработаны в этом вопросе Тихвинский и Выборгский районы. Возможно, где-то котельные продолжат работать на угле – из-за экономических причин, – говорит он. – На некоторых территориях, как в Подпорожском районе, есть собственная заготовка древесных отходов – щепы. Приозерский район работает с поставщиками щепы из Петербурга. В Сланцевском и Лужском районах мы думаем о двух вариантах: привозе щепы и собственном изготовлении».

По данным чиновника, в Сланцевском районе проходит закупка щеподробильного оборудования в рамках кассационного соглашения на двух объектах – «вопрос нескольких месяцев». Аналогичное оборудование собираются приобрести для одной из котельных в Лужском районе до конца 2017 года. «Ни Газпром, ни другие инвесторы там не захотели участвовать – котельная очень маленькая. Поэтому приняли решение модернизировать объект за счёт бюджетных средств», – заключил Гаврилов.

По его словам, стоимость модернизации одной щеповой котельной мощностью 1 МВт может доходить до 20-25 млн рублей. К примеру, строительство газовой котельной мощностью 25 МВт в разы дешевле – около 4 млн рублей в расчете на 1 ГКал.

Зарубежный интерес

Примечательно, что ряд компаний активно развивают производство биотоплива для продажи как котельным, так и частным лицам. В Гатчине работает завод по изготовлению древесных брикетов, в которую компания «Брикберри» вложила 5 млн рублей. Закупка сырья производится в Волгоградской и Кировской областях, мощность производства – 230 тонн древесных брикетов в месяц.

«Ежегодный рост по спросу на топливные брикеты стандарта RUF по Ленинградской области составляет около 10-15%», – говорится на сайте компании.

Впрочем, один из крупнейших лесопильных комплексов Северо-Запада ООО «ММ-Ефимовский», который также запускает производство биотоплива, главным образом ориентируется на экспорт товара за границу. Коммерсанты планируют выпускать 60 тыс. тонн пеллет в год.

В Ленобласти работает около 10 компаний, производящих топливные гранулы. Самые крупные игроки на рынке – ООО «ИКЕА Индастри Тихвин» и Выборгская лесопромышленная корпорация. Их продукция активно реализуется европейским энергетическим компаниям – финской Fortum, датской DONG Energy и французской GDF SUEZ.

 

                            Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото автора