Bad и good guys министра Мединского

Министр Мединский нашел разгадку русскому буйству. Всему виной – культурные архетипы. О справедливости, фейковых новостях и раздельном сборе мусора чиновник поведал на Культурном форуме в Петербурге.

«В чём ваш вопрос?» – тревожился Михаил Швыдкой, модератор пленарного заседания «СМИ о культуре: не навреди!» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Главном Штабе Эрмитажа.

«Мировые банки Америки готовят Третью мировую. Вот об этом надо говорить. Раньше наши министры культуры потрясающе поднимали эту проблему», – не унимался загадочный гость, вглядываясь в кусочек бумаги в своих руках.

Кто засел в библиотеке?

Министр культуры Владимир Мединский, затаившийся в зрительном зале, иронично глядел на происходящее.

В реплику о мировом заговоре вмешался первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман, также участвующий в панельной дискуссии. А затем министр неожиданно поднялся на сцену. Однако мировой заговор банковской системы США он обсуждать не стал. Куда большее зло для России высокий чиновник усмотрел в российских СМИ. Они, уверен он, молниеносно тиражируют фейковые новости. Причем информацию в телеграм-каналах, популярность которых растет, Мединский считает почти насквозь выдуманной.

«Я устал бороться с этими историями. Лишь журналист под номером 290 задумается, позвонит в пресс-службу и попытается выяснить, фейк ли это. Только проблема в том, что все читают фейк, но никто не читает опровержение», – пожаловался он. Не забыл министр упомянуть и журналистов, вечно спрашивающих про «Матильду» и «липовую» диссертацию.

«Как будто ничего другого нет, – вновь обиделся Мединский. Но тут же опомнился и «отдал должное» агентству ТАСС, которое, по его словам, бдительно верифицирует информацию. – Иной раз даешь новость, а они ее не публикуют»…

Вспомнил, как будто лично занимается рассылкой материалов для СМИ.

Михаил Гусман попытался ответить комплиментом на комплимент. И сравнил Владимира Мединского с президентом США Дональдом Трампом. Американский политик, как считает тассовец, тоже настроен критично по отношению к «фейковым новостям» в свой адрес.

Параллелью со скандальным политиком Мединский, кажется, остался доволен. И предался воспоминаниям, как будучи 15-летним школьником проходил журналистские курсы. Будущему чиновнику приходилось «переезжать» в библиотеку на два дня ради подготовки к интервью.

С тревогой за будущее отечественных СМИ Владимир Мединский покинул пленарное заседание и направился в «Манеж». Там он должен был выступить с публичной лекцией о революции в культуре.

Исторические bad и good

В «Манеже» было не протолкнуться. Желающие не помещались на свежесколоченном амфитеатре. Под натиском толпы фанерные элементы трибун не выдержали и оголили гвозди.

На сиденьях теснились как зрелые мужи в пиджаках (корреспондент «Конкретно.ру» заметил районных чиновников из Курортного района, а также дирижера Юрия Башмета), так и студенты. Собравшихся окружали красные стены, революционные плакаты и лозунги.

Мединский возник за кафедрой со стопкой бумаг, бросив взгляд в зал: «Мне сказали, что Лев Лурье читал здесь до меня лекцию. Он случайно не здесь? Уехал? Жаль, я сам с большим интересом слушал его записи об истории Петербурга», – взгрустнул лектор. И начал: «Истории от наших измышлений не жарко и не холодно».

Так же равнодушно, как и исторический процесс, к выступлению Мединского отнесся Лев Лурье. Корреспондент «Конкретно.ру» встретил известного историка незадолго до приезда вип-чиновника. Просветитель знал о выступлении министра, но решил двигаться из «Манежа» в сторону выхода.

Но все же Владимир Мединский решился на некоторые измышления и посчитал своим долгом «извлечь уроки из истории». По его мнению, не только русская революция спровоцировала новую культуру, но и культура требовала перемен.

«Русская революция есть прямой результат русского культурного архетипа», – применил лектор психоаналитическую терминологию.

Такого понимания, уверен Мединский, был лишен Николай II.

«Прекрасный семьянин, в принципе, честный человек. Но у него была потрясающая способность быть не в том месте и не в тот момент. Эти вещи для политика недопустимы», – со знанием дела констатировал министр.

Несмотря на предсказания Карла Маркса и Герберта Уэллса, революция выбрала себе место в России, а не в Англии или Германии, отметил Мединский. Спусковым крючком оказалось ощущение справедливости среди крестьянства.

«Октябрьскую революцию принято называть пролетарской, но их было мало, потом это те же вчерашние крестьяне», – объяснил высокий гость.

«Мозолила глаза крестьянам» квазиэлита – олигархи и дельцы, которые сплетничали про царицу-шпионку и свергли царя в феврале. Народ почувствовал несправедливость и в историю вмешался русский культурный архетип.

«У нас вообще не бывает полутонов. Есть разделение на добро и зло. У нас либо по правде, либо по кривде. Меня спрашивали по пути сюда насчёт Святого Владимира. Летопись рассказывает историю равноапостольного князя. До того, как он начал креститься, Владимир был «the bad». Как только начал креститься, стал «the good». Поэтому русским сложно сделать «Игру престолов», в которой нет положительных или отрицательных героев. Это умеют только англосаксы», – раскрыл глаза слушателям министр.

Но тот же русский архетип в основе становится импульсом в народе к созиданию, отметил Мединский: «Он открыл шлюзы к коллективизму, консерватизму, чтоб сказку сделать былью». От этого в современной России любовь к классике и возвращение к своим истокам. Прежде всего, министр видит это в очередях к Айвазовскому, которого посетили 600 тысяч человек за год, а современное искусство – 60 тысяч.

«Почему мы сейчас отказываемся от творческих ограничений и цензуры? Потому что опыт советского времени и царских запретов показывает, что это вредоносно в деле культурного государственного строительства. Это губительно», – заверил лектор.

О неприятном

Впрочем, эта часть лекции вызвала недоумение одной из слушательниц. Она лишний раз уточнила у Мединского, отсутствует ли в России цензура. Получив утвердительный ответ, она напомнила министру про «чёрный список», который был опубликован на днях в прессе. Согласно бумаге, некоторым российским деятелям в искусстве закрыли присутствие на Культурном форуме в Петербурге.

«Да, я его видел. Но это анекдот. Директор БДТ Андрей Могучий назначен на эту должность мной и переназначен. С Львом Додиным мы строим второй театр – самый большой в России. И на бланке министерства есть какие-то пометки от руки. Вы их всерьёз воспринимаете?» – парировал Мединский, сорвав аплодисменты некоторой части публики.

От темы ограничений для деятелей искусства он перешёл к запрету использования целлофановых пакетов: «Знаете, сколько нужно времени, чтобы он разложился на свалке? 200-300 лет! За это время внутри него происходит Фукусима».

Запреты, как оказалось, касаются и детей министра. Чиновник велит им закрывать кран, когда они чистят зубы, «чтобы сохранить Байкал». Что касается «чёрных списков» – к этой теме вернули министра журналисты на пресс-подходе – то это лишь «чёрный пиар-ход организаторов Культурного форума», предположил Мединский.

 

                      Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото автора