Варяги и Киев

Как князь Олег решал сложнейшую задачу по сохранению и преумножению русской государственности после смерти Рюрика и совершил поход на юг, чтобы утвердить её в хазарском Киеве и прилегающих территориях? Дружину его составили варяги, чудь, словене, мерю, весь да кривичи.

Редакция «Конкретно.ру» продолжает серию публикаций о том, как зарождалась Русь, укрепившись на берегах древней Ладоги и присоединив к себе Киев. Эти материалы несколько отличаются от официальной трактовки. Слово – петербургскому историку Михаилу Косинцу



Западная Европа, середина IX века

Империя Карла Великого поделена между его внуками Лотарем, Карлом II и Людовиком. Территория Восточно-Франкского королевства, совпадающая с ФРГ XX века, досталась Людовику «Немецкому». Основной проблемой империи, кроме династической, стала восточная граница на всём её протяжении.

Британские острова страдали от набегов скандинавов-викингов. Нападения можно сравнить с нарастающим штормом, когда новая волна становится больше и сильнее предыдущей. Королевства англосаксов умирали одно за другим.

На Балтике впервые были замечены шведские корабли… 

Первые набеги свеев-шведов

В «Житии святого Ансгария, написанного Римбертом» сказано: «…король свеонов Анунд … жил изгнанником у данов. Желая снова захватить своё королевство, он … нанял их. Даны, будучи привлечены обещанными дарами и жаждя захватить богатства, наполнили готовыми к бою людьми … двадцать один корабль. Он же имел одиннадцать кораблей».

Таким образом, к военным действиям были привлечены тридцать два корабля и примерно 1300 воинов. Осадив город Бирка и ограбив его окрестности, даны по своему обычаю «вопросили посредством жребиев» и обнаружили, «что с их удачей они не смогут ничего добиться … и Бог не разрешает придать это место разграблению… Затем они вопросили в какие края им должно отправиться, дабы приобрести себе богатства … и выпал жребий, что им идти к … городу, находящемуся далеко оттуда, в пределах славов. Они…прямым путём поспешили к указанному городу. Напав на ничего не подозревавших и безмятежных жителей, они с помощью оружия внезапно захватили этот город и, взяв в нём добычу и много богатств, возвратились к себе».

Король Анунд и его дружина на одиннадцати кораблях принимали участие в этом набеге, что позволило ему расплатиться с жителями Бирки за нанесённый ущерб и «примириться со своим народом».

В «Житии святого Ансгария» говорится также о набегах свеев на земли куршей - территорию современной Латвии. Надо отметить, что шведы самые последние в Европе создали своё государство. 

Кто и зачем сжёг Любшу?

Археологические изыскания и письменные источники донесли сведения о сильных пожарах в Любше и Ладоге в 850-е годы.

Находки, интерпретируемые как элементы скандинавской мужской субкультуры, предполагают постоянное наличие воинского контингента, основной задачей которого был сбор дани с местных жителей и купцов торгового пути. Летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей».

Отметим, что термин «варяги» в разные исторические периоды имел многочисленную, зачастую очень косвенную, не связанную друг с другом, интерпретацию – от наименования славянского племени вагров, до наименования всех пришедших по морю на кораблях ворогами (врагами).

«Варяги из заморья» Нестора – это уже известные нам вагры, а взимали дань потому, что перечисленные племена были им издревле подконтрольны. Очередная война с франками – серьёзными противниками, требовала больших затрат. Во все времена воевать дорогое мероприятие, вместо одной куницы платите две…. И если в мирное время этим делом занимался князь (здесь вспоминается князь Игорь и древляне) или родственные ему люди из княжеской дружины, то в период тяжёлой, затяжной войны дружину на сбор дани послать было невозможно. Она была нужна на Лабе. По существовавшей практике были наняты «заморские варяги» из земель данов Хёдебю – союзников бодричей. А так как они наёмники, то к двум куницам добавляется ещё одна.

Во все времена, во всех племенах не нравилось людям платить налог, особенно если собирают его «люди не княжеского рода». Княжеский род бодричей – род Вагрийский.

В 862 году, согласно сообщения летописца Нестора в «Повести Временных Лет», чудь, словены, меря и кривичи «изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.»

Надо учесть, что река Волхов – составная часть важного торгового пути, появившийся, как альтернатива дунайскому пути в Балтийский регион, который стал опасным после прихода аваров. Усобица в Приладожье, набеги шведов на прибалтийские колонии славян привели к разрыву торговых связей между византийской и арабской цивилизацией и торговыми центрами на южной Балтике. Деньги, которыми оплачивались и наёмные дружины, перестали поступать в казну бодрицкого князя.

Поэтому, несмотря на войну с королем франков Людвигом Немецким, (856 год – «…Людовика, короля германцев; в то время как он довольно давно был занят походом против славян, где и лишился большей части своего войска» – Бертинские анналы), которая первоначально шла для славян успешно, князь бодричей Тобомысл организовал экспедицию для наведения порядка на Балтике и в Южном Приладожье. Во главе экспедиции князь он поставил своего сына Рюрика. Основой экспедиции была княжеская дружина бодричей. Примкнувшие руяне и даны отправились в поход как наёмники. В их составе были исторические личности – вожди дружин Аскольд и Дир.



В 862 г., после ухода дружин во главе с Рюриком, ослабленные бодричи потерпели поражение в войне с Восточно-Франкским королевством. В «Фульдских анналах» II часть, составленных в IX в., говорится: «В том же году король повёл войско против ободритов и вынудил их герцога Тобомысла, который поднял мятеж, подчиниться ему. А затем велел ему выдать вместе с прочими заложниками своего сына».

Судя по всему князь Тобомысл сына не выдал и, скорее всего, был казнён. Во всяком случае, в летописях он больше не упоминался, а во главе княжества бодричей появился Мистевой I, основатель новой династии – Биллунгов.

Напомним, что «варяги из заморья» собирали дань с конца 850-х годов, непомерный размер дани, постоянные грабежи, конечно, за это время создали условия для мятежа. Но многочисленные разноплемённые местные вожди не могли обеспечить нормальное управление территорией в условиях постоянной угрозы со стороны набиравших силу и вкусивших радость кровавых побед свеев. «И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси». 

Основание нового государства

«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли…» – Повесть временных лет



Сразу после прибытия Рюрик начал активно наводить «порядок». Прежде всего, он перевёл центр управления из сильно пострадавшей Любши в Ладогу, ныне называемую Старой. Небольшая территория крепости Любши не могла вместить всю дружину. К тому же обмелевшая одноимённая река не позволяла кораблям подойти близко к берегу.

Отряд «Синеус» Рюрик отправил для контроля территории на восток, на Белоозеро. Другую часть дружины, назовём её «Трувор», – на запад, в Изборск. Сам остался контролировать южное Приладожье, Волхов, озера Ильмень и Ладогу. Наёмные дружины во главе с Аскольдом и Диром отпустил в поход на Византию. «И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград…» – так писал Нестор в «Повести временных лет». «Трувор» и «Синеус» вряд ли существовали как исторические личности, поэтому примем их имена, как обозначение действующих военных отрядов.

Изменение политической ситуации в Южной Балтике: новая династия во главе Княжества бодричей, активизация миссионерской деятельности Гамбургской епархии, начало колонизации германцами славянских земель, усиление скандинавских племенных союзов, отсутствие необходимых воинских сил и ресурсов для войны за утерянный престол заставили князя Рюрика принять решение остаться и приступить к строительству нового государства.

Стоит отметить, что люди, пришедшие с Рюриком, и местное население, славяне, говорили на практически одном языке и прекрасно понимали друг друга. Таким образом, южное Приладожье и районы озер Псковское и Ильмень, исток Волги стали точкой воссоединения славянских народов, западных – вагров, бодричей, руян, и восточных – кривичей, которые все вместе стали – словенами («ведающими слово»). Нашими прямыми предками. В отличие от немцев («не мы», «немые» – не ведающие слова). Новая формация заняла территорию вокруг озера Ильмень и берегов реки Волхов. Уточним, что кривич означает не «кривой», а родственник по крови (кривь – кровь). Началось объединение славянских народов и исторический жребий пал на славянского князя Рюрика – быть первым на долгом пути славянской государственности.



Озеро Ильмень – перекрёсток водных путей. Реки Шелонь (путь на запад) – Мста (на восток); реки Волхов (на север) – Ловать (на юг); река Луга – на северо-запад. В отличие от города Ладога, Ильмень место безопасное, удобное для нового административного центра.

Рюрик основал новый город в истоках реки Волхов и назвал его Новгород в память о местах прежней жизни, в частности о древнем городе бодричей в земле вагров – Старгород. Топонимика Приволховья напоминает и о других населённых пунктах, основанных западными славянами. В частности Радогощь, Будогощь, Веряжа, Любша, Любань и другие.

Воины, бояре («ярые бои»), воеводы («ведущие воинов») Рюрика принесли безопасность, понятные налоги («дань»), технологии строительства укреплений для городов и сёл, более активную торговлю и новых людей. Торговля в тот период истории носила эстафетный характер. Товары, например, из Константинополя через Чёрное море попадали в Корсунь, далее по рекам в Киев, Полоцк, Новгород, Ладогу и по Балтийскому морю к городам западной Европы. В каждом городе товар облагался пошлиной и на новых транспортных средствах с новыми торговцами отправлялся в новый путь. Некоторые города на длинном торговом пути (Ростов, Муром) становились конечными пунктами, количество городов и их защищённость от произвола определяло экономическую привлекательность территории.

Напомним о важном политическом событии в отношениях между данами и бодричами в 856-857 гг. – обручении Рюрика и Ефанды. По нашему мнению, Ефанда могла появиться на свет с 849 по 851 годы. Славянские дети Хорика I не могли официально претендовать на данский престол. Однако Олег уже имел авторитет среди воинов, благодаря личным качествам и знанию «ведовства». Обладавший талантами стратегии и логики, способный увлечь за собой массы, умевший просчитать ситуацию и выявить единственно верное решение, он казался своим современникам «Вещим», за что и получил это прозвище. Успешное участие в боевых походах данов выдвинуло Олега в верхний слой военного сообщества.

К моменту смерти Хорика II, он представлял реальную угрозу для претендентов на престол данов. Устранение Олега физическим путём представлялось, в соответствии с духом времени, претендентам, Сигфреду и Хальвдану, естественным. Поэтому примерно в 867 году Олег вместе с Ефандой и дружиной спешно покинул Данию и прибыл на Волхов к Рюрику. Основу дружины составляли даны Хёдебю. Имена их звучат в договоре 907 года между Олегом и византийским императором Львом VI.

Примерно в 867-70 в Дании скончался король Хорик II. Началась многолетняя борьба за власть, которая в итоге уничтожила династию Скьольдунгов. Согласно Адаму Бременскому, «ему преемствовал Олав, который пришел из Свеаланда и захватил королевскую власть в Дании силой оружия».

С этого времени и до 930-х годов на юге Дании правит шведская династия. 

Восстание «водим»

В Никоновской и Ипатьевской летописях, а также у русского историка Василия Татищева, упоминается восстание «Вадима Храброго». Личность предводителя восстания не представляется реальной, так как в переводе с древнерусского «вадим» означает «спорщик, смутьян», другой вариант – «коневод». Не могли князя словенского назвать смутьяном или коневодом. Смута же могла произойти.

Не все были довольны новыми порядками, особенно из числа местных жителей. В летописях косвенно указывается 864 год, как дата начала смуты. В этот год Аскольд и Дир с частью дружины покинули Рюрика и обосновались в Киеве. Военные силы Рюрика значительно ослабли. Недовольство части финно-угорских племён, в частности «води» занимавшей территорию от Волхова до Наровы и от истоков реки Луга до Финского залива, вылилось в противодействие.

С течением времени сопротивление племени «водь», «води» постепенно превратилось в восстание «водима», а в дальнейшем, для обоснования договоров между Новгородом и князьями, в восстание словенского князя «Вадима Храброго». Конечно, это были не крупномасштабные боевые действия, а, скорее всего, саботаж новых правил, выраженный в нежелании платить дань, участвовать в ратных делах, в строительстве новых крепостей, городов, кораблей, в желании жить по-старому. 



Рюриково городище. Новгород

Решение проблемы отношений между местной знатью и Рюриком выразилось в основании единого административного центра – Нового Города. Он собрал глав финских, словенских и кривичских родов и объявил им, что все они теперь «русь», то есть Рюрик юридически, словом княжеским, оформил равенство между местными и прибывшими воинами и их вождями. А люди, проживающие на этой земле, при дружине, стали называться русскими. Это уникальное политическое решение было поддержано другими родами кривичей (Полоцк), племенами весь (Ростов) и мурома (Муром). 

Переселение западных славян

Бодричи, не смирившиеся с приходом к власти новой династии и колонизацией их земли саксонскими колонистами, продолжали бежать к Рюрику. На протяжении многих лет, процесс переселения бодричей, вагров, руян и других южнобалтийских славян, не прекращался. Люди, не принимающие порядки западного мира и католицизма, отстаивающие свою веру, покидали берега Одры, Лабы и южной Балтики и селились на новгородской земле под княжение Рюрика.

С берегов Балтики переселялись не только славяне. Миграционные потоки данов, норвежцев, шведов состояли из нескольких частей: наёмники – в основном норвежцы и шведы, частично даны; переселенцы – в основном даны, уходившие с разорённой гражданской войной земли вслед за Олегом.

Надо понимать, что в те времена не существовало такого жёсткого отношения беженцам, как сейчас. Если люди разделяли ценности, веру и идею русского народа, на чью землю они прибыли, были по духу идентичны, знали и понимали язык, то принимали как своих родных. А бежали от ценностей западного мира только такие. Выделялась земля, на некоторое время переселенцы освобождались от налога, предоставлялись различные льготы. В общем, отношение к беженцам было русское, то есть доброе.

Примерно через 150 лет значительная часть лютичей, спасаясь от насильственного онемечивания и внедрения католицизма, переселилась на северо-западную Русь, на территорию современной Гродненской области, впоследствии ставшей польско-литовской землей, но захватили с собой затаённую ненависть и вражду к бодричам, то есть к нам. 

Правление Олега

18 лет отдал князь Рюрик становлению нового славянского государства. В 878 г. в его семье родился долгожданный наследник Игорь. Княгиня Ефанда, видимо, умерла при родах, а через год умер и сам князь Рюрик. Его преемником стал шурин – Олег, которому Рюрик и «передал княжение своё…, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё очень мал» – «Повесть временных лет».

Перед Олегом стояла очень сложная задача: после смерти Рюрика сохранить и приумножить новую государственность. Только выдающиеся качества руководителя и сильнейшая личная мотивация могли помочь Олегу править 33 года и сохранить жизнь Игорю, а затем передать власть и утвердить новую династию Рюриковичей.

Олег, продолжая дело Рюрика, подготовил и осуществил в 882 г., давно задуманный поход на юг, чтобы утвердить власть в Киеве и прилегающих территориях, повторить приём Рюрика, по отношению к веси и чуди – вовлечь в орбиту русской общности печенегов (иначе зачем иметь столицу на границе государства?) и взять под полный контроль путь «из варяг в греки».

«В год 63090 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и пришёл к Смоленску». Город добровольно перешёл под его руку. Но не Смоленск был целью Олега. Если посмотреть на карту, город располагался в центре создаваемого государства. Казалось бы, здесь и надо ставить престол. Однако… оставив своего наместника и поступив также в Любече, летом того же года подошёл к Киеву. Не было штурма, грабежа и резни.

«И узнал Олег, что княжет тут Аскольд и Дир». Надо отметить, что правившие в хазарском городе Киев Аскольд и Дир, были умелыми бойцами, но плохими правителями. «И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». Олег казнил Аскольда и Дира, предавших дело Рюрика по созданию единого Русского Славянского Государства. Никто из варяжской дружины и киевлян не заступился за Аскольда и Дира.

В Киеве, небольшом городке на окраине Хазарского Каганата, в момент прихода Олега, присутствовали три силы – собственно киевляне, «варяжская» дружина Аскольда и Дира, и пришедшие с Олегом воины. И в одной дружине, и в другой могли быть соплеменники. Ни нигде не нашлось желающих заступиться «правителей» Киева. Почему?

Аскольд и Дир с дружиной были наняты хазарами для участия в войне с Византией.

За это им было позволено управлять Киевом и собирать дань. Военный налог и дань собиралась жёсткими методами. Потому киевляне и не заступились.

У воинов «варяжской» дружины была иная мотивация. В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся упоминания о походах Аскольда и Дира на болгар, где погиб сын Аскольда, на подконтрольных Рюрику кривичей, на печенегов, на полочан, на Византию. Неудачные походы подорвали доверие к Аскольду и Диру. Одно дело обирать киевлян, другое добывать славу на полях сражений. Добавим к этому переход в другую веру, что в те времена считалось предательством.

Окончательное решение о переходе на сторону Олега, пришедшего с русской дружиной, оформилось после предъявления Игоря, как законного наследника «княжеского рода».



Гибель Аскольда и Дира 

Освободив населённый славянами город Киев от хазарских ставленников, «И сел Олег, княже в Киеве, и сказал Олег: «Се буде мти градомъ Руским» и были у него варяги и славяне и прочие прозвавшиеся русью». Загадочная фраза в переводе со старославянского на современный означает: «Это должен быть русский город». Таким он оставался до 1917 года. Но это уже другая страница истории.



Новгород

 



 Киев

 

А в то время новое славянское государство крепко встало на двух ногах: на севере – Новгород и на юге – Киев.

Откуда же возник исторический термин «Русь»? Читайте в следующей части…


                  Михаил Косинец, специально для «Конкретно.ру», использованы иллюстрации из открытых источников