Отравить город химией?

В 2005 году специалисты-токсикологи Санкт-Петербурга на основании проведённых исследований заявили о том, что около 600 предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности ежегодно используют в различных производственно-технологических процессах до 14 млн тонн опасных и потенциально опасных химических веществ и ещё почти 60 млн тонн таких веществ транзитом перемещается через Северную столицу. Ориентируясь на допускаемые ГОСТами потери, они утверждали, что в течение года на территории мегаполиса в окружающую среду может уходить не менее 700 тысяч тонн опасных и потенциально опасных химических веществ. Однако Смольный до сих пор бессилен что-либо предпринять или же безразлично взирает, как Санкт-Петербург задыхается от яда…

Террористы нас сильнее?


Даже и значительно меньшие интегральные нагрузки химического характера на население города оказывают существенное негативное влияние на его жизнь и здоровье. По данным Минздрава РФ, за период 1995-2016 гг. в Санкт-Петербурге общая заболеваемость населения т.н. «новообразованиями» (онкозаболевания) выросла на 132%, а конкретно детей до 14 лет – на 296 % (в Москве соответственно на 28% и 69%). 
При этом у Смольного нет не только объективной информации о номенклатуре и объёмах опасных химических веществ, оборачиваемых на подведомственной территории, но и отсутствует исполнительный орган власти, который призван отвечать за обеспечение химической безопасности населения. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, аналогичной катастрофам в индийском Бхопале (1984 г.) и китайском Тянцзине (2015г.) или просто реализации массированного террористического акта с использованием химических веществ, Санкт-Петербург окажется не готовым к локализации свершившегося. 
Не верится, но по информации ООН, на апрель 2019 г. в учётах международной системы CAS (Chemical Abstracts Service) было зарегистрировано более 150 миллионов новых химических веществ, и их число продолжает расти со скоростью 1 миллион в месяц. А изучено относительно воздействия на человека и окружающую среду – менее 0,4%. 
Органам исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга, начиная с 2007 года,  неоднократно предлагался ряд мер по защите населения города от угроз химического характера. В том числе конкретная программная разработка ФГУН «Институт токсикологии» ФМБА и МП РТГИЦ «Токси», которая прошла испытание в Совете по экспертизе программных продуктов Департамента ГСЭН Минздрава РФ и с апреля 2001 года разрешена для использования в системе государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской федерации. 
Очередная попытка специалистов-токсикологов повернуть весной 2019 года Смольный лицом к существующей проблеме обернулась неудачей. Но обо всём по порядку…

Всё когда-нибудь решится…


В феврале врио губернатора Александра Беглова было направлено обращение, в котором предлагалось: на основании ст.76, ч.4 Основного закона страны Законодательному собранию объявить региональным правовым актом «обеспечение химической безопасности» предметом ведения Санкт-Петербурга, нормативно закрепив данную функцию в Уставе города. Объяснение этому очевидное – проблема обеспечения химической безопасности в РФ в настоящее время находится за пределами установленных Конституцией предметов ведения и разграниченных компетенций федеральных и региональных органов государственной власти.
В аппарате Беглова почему-то посчитали, что ответ на это предложение сугубо правового характера сможет дать городской Комитет по благоустройству. Настораживало только одно – согласно Положению об этом ИОГВ, у него в сфере обеспечения химической безопасности нет ни полномочий, ни компетенциискорее всего, и специалистов. Как и следовало ожидать, Комитет по благоустройству обратился за консультацией в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – Комитет по экологической безопасности). Но в Положении и об этом органе власти к его полномочиям не отнесено решение вопросов, связанных с обеспечением химической безопасности.
После двух месяцев работы оба Комитета так и не нашли ответа на поставленный перед Александром Бегловым вопрос, но заверили инициатора обращения, что всё (когда-нибудь) решится с принятием федерального закона «О химической безопасности». Ждите… 
Для ясности вопроса следует сказать, что федеральный центр почти 20 лет не может справиться с этой проблемой.
И раз в Смольном не нашлось лиц, способных взять на себя ответственность в решении конкретного положения Конституции, вопрос был переадресован прокуратуре Санкт-Петербурга. В обращении к надзорному ведомству содержалась просьба: дать правовую оценку обоснованности и правомерности предложения, изложенного в документе, который ранее направлялся в городское правительство. Прокуратуре предлагалось также обратить внимание руководства Северной столицы на имеющиеся нарушения и недоработки в вопросе организации обеспечения химической безопасности населения мегаполиса.
Но и в прокуратуре почему-то не нашлось профессионально подготовленного юриста, способного понять суть обращения и высказать аргументированное мнение по поставленным в нём вопросам. Бумага в очередной раз была перенаправлена в Комитет по экологической безопасности. Только там, теперь «по согласованию с Юридическим комитетом» Смольного, пошли дальше. Видимо, вдохновленные поручением надзорного ведомства, чиновники взяли на себя полномочия разделять (устанавливать) полномочия органов власти. 
В частности, Комитет по экологической безопасности сообщил следующее: «…вопросы химической безопасности, являясь частью комплекса вопросов национальной безопасности, разграничены Конституцией РФ, Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97 и федеральными законами по предметам ведения РФ и субъектов РФ…» 
Иными словами Комитет заявил, что «обеспечение химической безопасности» конституционно установлено предметом ведения федерального центра, и отнимать у него полномочия город не имеет правовых оснований.
Странно, ведь задачка эта для студента второго курса юрфака, не более. Ведь предмет ведения «обеспечение химической безопасности» и вопросы химической безопасности (как и политика в этой сфере) – разные вещи. «Предмет ведения» объявляет и разграничивает исключительно Конституция страны. К сожалению, словосочетаний «химическая безопасность» или «обеспечение химической безопасности» в ней нет ни в каких вариантах.
Федеральный закон и Указ Президента РФ устанавливать предмет ведения органам власти не имеет полномочий. Они могут нормативно закреплять вопросы и политику в конкретной сфере, но только по установленному Конституцией предмету ведения.
Таким образом, проблема обеспечения химической безопасности продолжает оставаться за пределами установленных Конституцией предметов ведения федеральных и региональных органов власти, как бы ни «запихивали» чиновники Санкт-Петербурга из каких-то соображений вопросы и политику в этой сфере в «национальную безопасность». А решать проблему в сложившейся ситуации надо через реализацию полномочий субъектов Федерации, предусмотренных ст.76, ч.4 Конституции РФ.
И если в городском Уставе нет соответствующей записи и нет полномочий у ИОГВ, то Смольный не вправе отдавать какие-либо официальные распоряжения о реализации мер (в т.ч. долгосрочных) в сфере химической безопасности. Тем не менее, такие документы в Санкт-Петербурге появляются, например, распоряжение правительства города от 14.09.2016 № 59-рп «О перечне мероприятий по обеспечению химической безопасности…в 2016-2020 годах». 

Ну, формалисты – что сказать!


С формализмом и бездумием в Смольном, увы, приходится сталкиваться часто. Поражает, когда на наплевательство чиновников не реагируют те, кто по государственному положению обязан это делать. 
Судите сами из полученных официальных ответов по обращениям, о которых идёт речь, однозначно можно понять, что узкий круг государственных служащих принял решение уклоняться от защиты жизни и здоровья населения. И это при наличии политических установок и полномочий, закреплённых в соответствующих статьях Конституции! Конкретные руководители городских ведомств, не задумываясь, «подмахивают» подобное, а в «инстанциях» никакой реакции!
Что тут скажешь? Версии выдвигать можно разные…

Юрий Дмитриев, государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса, бывший руководитель сектора по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии Санкт-Петербурга в аппарате губернатора В.И.Матвиенко, специально для «Конкретно.ру», фото из открытых источников