Как не быть погребенным заживо

Истории о погребенных заживо людях встречаются в СМИ с завидным постоянством. Леденящие кровь ситуации происходят во всех уголках планеты. Тафофо́бия (от др.-греч. τάφος – гроб, могила и φόβος – страх) – боязнь похорон и похоронных принадлежностей, а также страх погребения заживо считается одной из основных человеческих фобий. Как его преодолевали, и что происходит с телом после смерти, на лекции в библиотеке им. Маяковского рассказал врач-токсиколог Алексей Водовозов.

Даже несведущий человек при отсутствии у своего соседа дыхания и сердцебиения сможет предположить, что тот, возможно, мёртв. Именно эти критерии до ХХ века считались основными. 

Пациент скорее мёртв, чем жив?


Чтобы точно быть уверенными в наступлении смерти, могли лить в рот уксус, прижигать раскалённым железом. Самый гуманный и близкий к науке способ применяли во Франции – перевязывали человеку туго палец и по результату уже судили о смерти. 
Алексей Водовозов рассказывает, что из-за этих сомнений скандинавы, прежде чем похоронить, связывали усопшему руки или ломали конечности, чтоб не выбрался из кургана, если вдруг оживёт. Первым признаки приближающейся смерти описал Гиппократ. Человека, которого поджидал Аид, выдавал резко заострившийся нос, впалые глаза, вдавленные виски, холодные и стянутые уши, чёрный или зелёный цвет лица. 
В современной медицине эти внешние признаки соотносятся с такими тяжёлыми диагнозами, как сильное обезвоживание или истощение. Во времена Гиппократа такие состояния, действительно, почти всегда означали гибель.

Гроб с колокольчиком


Тафофобия в обществе ярко начала проявляться с конца XVII века. На что немедленно откликнулся рынок – в продажу поступила масса изобретений, связанных тем, как следует оказывать помощь тому, кто неожиданно очнулся в гробу. 
К могилам приделывали флажки, различные звуковые элементы, рычаги, помогающие выбраться. Кстати, сейчас это может быть любой передатчик сигнала или установленная видеокамера. 
Самое интересное, что за всё время продаж не было ни одного случая спасения посредством этих приспособлений. 

Всё по протоколу


В ХХ веке встал вопрос определения не только физической смерти, но и юридической. Нужны были её документальные подтверждения. 
А с 50-х годов прошлого века физическая смерть вообще разделилась на две – клиническую и биологическую. Алексей Водовозов при этом приводит такую невесёлую статистику: только 5-7 процентов реанимаций в условиях стационара заканчиваются успешно. 
Самые частые остановки сердца случаются от удара током или от переохлаждения. Например, такое может произойти во время купания на Крещение с неподготовленным или выпившим человеком. И именно поэтому, оказавшись в любой слишком холодной воде, люди погибают очень быстро. 

Без сердца и почек


С развитием медицины также встал и вопрос о донорстве органов. В России все граждане являются донорами органов по умолчанию. Поэтому если ваши почки или печень дороги как память, и вы уверены, что в загробной жизни они наверняка понадобятся, то нужно писать отказ от посмертного донорства.
А в Америке, например, в определённых штатах согласие на посмертное донорство фиксируется на водительском удостоверении. Некоторые люди уверены, что именно донорство органов и есть их жизнь после смерти. 

Умерла, так умерла


В современной медицине официальной смертью считается гибель головного мозга. В большинстве стран законодательно закреплено то, что это должна быть смерть всего мозга, а не отдельных его частей. Именно такой человек считается мёртвым со всех точек зрения. 
Вопрос определения окончательной смерти человека в России законодательно закрепили только в 2012 году отдельным постановлением Правительства. В нём, в частности, перечислены признаки, которые врач должен исключить при определении смерти. Их очень много. 
Но из основных можно выделить: соответствующие температура тела и артериальное давление, исключение интоксикации (к которой относится та самая алкогольная кома), гипотермии, гиповолемического шока, различных ком, воздействия лекарств, угнетающих центральную нервную систему, инфекций мозга. 

Танатомикробиом


Когда организм соответствует всем критериям медицинской смерти, в нём начинаются необратимые изменения. «Скорость» смерти – то есть волны апоптоза, распространяющейся по клетке, составляет 1,8 мм в час. 
Клетка начинает переваривать саму себя, а после переваривания оболочки субстанция вытекает в межклеточное пространство и ферменты бывшей клетки разрушают все остальные ткани. Из-за гибели иммунных клеток все бактерии, существующие в нас, живых, тихо и мирно, получают шанс на беспрепятственное развитие. Все они называются танатомикробиомом человека. 
Его сейчас активно изучают, так как именно танатомикробиом позволяет очень точно определить момент смерти человека. Пока основной метод – это измерение температуры печени как самого горячего органа. На кишечные бактерии, как рассказывает токсиколог, обратили внимание ещё в Древнем Египте. При бальзамировании тел было видно, что сильное разложение начинается именно с кишечника, поэтому египтяне стали называть этот орган сосредоточением всех зол. Считается, что идея (и процедура) чиститься сформировалась именно в долине Нила. 
Танатомикробиом достигает печени за 20 часов. За 58 часов бактерии заполоняют весь организм и начинают активно размножаться. По словам Алексея Водовозова, вот тогда-то и начинается та самая весёлая жизнь после смерти, которая происходит в организме, но уже без нашего участия. Активируются и некоторые виды генов, которые у взрослого человека находились в спящем состоянии. 
Что касается знаменитого «после смерти растут ногти и волосы», то да – они продолжают расти, но только первые сутки, так что заметить это невозможно. Любой орган имеет ресурс, и вечно жить в одном и том же теле, скорее всего, не получится никогда. Пока желающим убежать от смерти остается только дожидаться, когда станет возможен перенос сознания.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото автора