Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай…

В галерее последнего советского политзаключённого и коллекционера Георгия Михайлова показали картины белорусского художника Александра Исачева. В январе этого года мастеру исполнилось бы только 65 лет. По иронии судьбы, работы Исачева более известны на Западе, чем у нас. Его картины находятся во многих частных коллекциях Европы и Америки. 

Против системы


«Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай» – эти строчки принадлежат перу азербайджанского поэта и мистика XIV Насими. Они же начертаны на могиле другого мистика, родившегося шесть веков спустя – художника Александра Исачева. По трагической случайности (или «не случайности») он умер через три дня после окончания своей первой персональной выставки, прошедшей в родном городе Речица Гомельской области. 
Александру Исачеву было всего 32 года. Судьба мастера схожа со многими судьбами тех, кто в семидесятые не хотел «ходить строем» под советские гимны. По информации из открытых источников, в 8 классе его отчислили из Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству для одарённых детей в Минске. Якобы за то, что Александр выкрасил волосы хной. 
Он вернулся в Речицу, поступил в вечернюю школу и стал работать маляром. Пишут, что в небольшом городке Исачев быстро приобрел скандальную известность – носил длинные волосы и невозможную для советского человека одежду: меховую куртку наизнанку, перешитые в клёш брюки, сзади которых болталась перчатка. 

Ленинград


Исачева называют художником-самоучкой, ведь практически всё он постигал сам, интуитивно, без чьей-либо помощи. А круг единомышленников обрёл в Ленинграде, переехав в 1973 году. 
Рассказывают, что Александр как-то сидел на Марсовом поле у вечного огня. Некоторые пишут – просто грелся, другие – кипятил воду, чтоб поесть. Тут его якобы и приметил проходивший мимо поэт Константин Кузьминский, который потом и свёл парня с Георгием Михайловым. 
1975 год считается временем становления мастера. Исачев знакомится с ленинградскими художниками-авангардистами и осваивает технику гладкого лессировочного письма – это способ наложения полупрозрачных слоев красок друг на друга для создания особой цветовой гаммы. Эта техника известна с XIII века, её позднее использовал Леонардо да Винчи. А ведь именно на классику европейской живописи и ориентировался молодой художник. Некоторые его работы очень напоминают произведения времен Высокого Возрождения. 
В Ленинграде Исачев увлёкся востоковедением, изучал мифы народов мира, поэзию Индии, Китая и Японии, что, конечно же, нашло отражение в картинах. Сюрреалист, классик, постмодернист, иконописец – как его только не называли. Исачевскую манеру письма, действительно, сложно отнести к одному чёткому направлению, она эклектична, в ней пересекаются сюжеты из разных эпох и культур, а также исторический контекст и личный опыт живущего в СССР и гонимого государством человека. 

Возвращение


В октябре 1978 года стараниями Михайлова в нашем городе прошла выставка работ уже изгнанного из страны Михаила Шемякина. И через несколько месяцев коллекционера арестовали и осудили на четыре года лагерей «за незаконный промысел и посредничество художникам-неформалам». Картины, изъятые при аресте, этим же судом были приговорены к уничтожению, среди них был и знаменитый «Апостол Пётр» Исачева. 
Произведения всё же потом удалось отстоять. Но художнику пришлось покинуть Ленинград и вернуться в Речицу. Однако именно там к нему пришло признание. 14 ноября 1987 года состоялась первая персональная выставка Александра Исачева, которую посетили более 20 тысяч человек. Для советской республики это было и откровением, и сенсацией. 


Жизнь после смерти


Александр Исачев оставил более 500 живописных полотен и множество графических изображений. В коллекции Михайлова, теперь перешедшей его наследникам, хранится около ста его работ. 
Сейчас семья Михайлова обустраивает квартиру на Гороховой под постоянную галерею – коллекционер именно там хотел сделать открытый музей, чтоб все желающие могли приходить и знакомиться с работами художников, которых запрещали в советское время. Кстати, работы Исачева можно увидеть в криминальном сериале «Улицы разбитых фонарей». В 5-й серии второго сезона его полотна сняли в качестве картин художника Владимира Васильева. 
Криминальная драма случилась и с семьей Исачева: в 1996 году в квартиру ворвались грабители и вынесли все его работы. Говорят, ни одной из тех так и не нашли. «Апостолу Петру» «повезло» больше – картину воровали трижды, но каждый раз её удавалось найти.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото автора