Полярные конвои вспоминают союзников

Ровно 67 лет назад, на просторах Норвежского и Баренцева морей началось четырехлетнее сражение, о подробностях которого всеми силами старались забыть во времена холодной войны. В официальных учебниках по истории оно долго носило название «охрана транспортировок грузов по договору о ленд-лизе», в художественных произведениях Валентина Пикуля и Алистера Маклина - «сражение за Северные конвои». Члены Российской общественной организации «Полярный конвой», называют это сражение «великой битвой за Арктику». К сожалению, восстановить полную картину событий тех лет до сих пор не удавалось никому – слишком долго информация о поставках по ленд- лизу находилась под грифом «секретно». Кто же первым пробил стену молчания? Об этом нашему корреспонденту рассказал капитан 1-го ранга запаса, член президиума «Полярный конвой» Игорь Козырь.  

 

 

 

- Здесь надо сказать спасибо членам британских клубов «Русский конвой» и «Северная Россия». Именно им принадлежала инициатива создания этих двух организаций, объединяющих ветеранов Полярных конвоев 1941-1945 гг., история которых оказалась незаслуженно забытой во времена холодной войны. В 1995 году, в Петербурге проходили юбилейные встречи Ветеранов Второй Мировой войны, посвященные 50-летию победы над фашистской Германией, под впечатлением которых у российских участников Полярных конвоев возникло желание создать свою собственную организацию. Среди первых инициатив новой организации стало учреждение двух памятных дат – Дня Северных конвоев, который отмечается накануне Дня Военно-морского флота и 31 августа, когда члены РОО «Полярный конвой» традиционно вспоминают день прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Уже даже установился особый ритуал проведения этих праздников: традиционная панихида о погибших моряках в храме Успения Богородицы Оптиной Пустыни, торжественный марш ветеранов вдоль набережной лейтенанта Шмидта, церемония возложения венков с борта ледокола «Красин» и благотворительный концерт, сопровождающиеся презентациями новых книг и телевизионных фильмов об истории Полярных конвоев.

 

 

- Как сейчас относятся к ветеранам Полярных конвоев за рубежом?

 


-  В Исландии сейчас остался в живых всего один ветеран Полярных конвоев и наш большой друг Пиетур Олафссон, который пользуются   дружбой самого президента. Меня, как и всех остальных участников международной конференции «Исландия – колыбель Полярных конвоев», состоявшейся в начале июля в Рейкьявике,  поразило заинтересованное отношение президента Исландии к этому казалось бы обычному мероприятию: Олафур Гримссон стал патроном этой встречи, выступил во время ее открытия с приветственной речью, устроил прием для участников в своей официальной резиденцией и посетил церемонию возложения венков у мемориала погибшим в годы войны морякам союзных флотов. Британские ветераны пользуются поддержкой Королевских военно-морских сил и некоторых депутатов парламента, у них даже есть своя собственная форма – клубный пиджак с эмблемой клуба и белый берет. Конечно, у англичан, американцев или канадцев хватает своих   проблем, но материальный уровень их жизни принципиально иной. Например, они могут позволить себе оплатить поездку в Россию или в ту же Исландию. Понятно, что большинство членов нашей организации, такое не может себе позволить.

 

 

- Кстати, как наши ветераны ведут себя на подобных встречах? И насколько их восприятие событий Второй Мировой войны отличается от официальной точки зрения. Ведь в России, всегда параллельно существовало «две истории» - одна для народа, другая - для секретных архивов…

 


- Но ведь именно этим - изучением темных пятен истории, мы и занимаемся. Для того и объединялись. На прошедшей конференции в Исландии даже был поднят вопрос о создании международной ассоциации «Память Полярных конвоев». Предполагается, что в ее рамках будет создан объединенный архив документов, видео – и кино- материалов, освещающих историю полярных конвоев 1941- 1945 годов. Возможно, он поможет воссоздать более целостную картину тех лет. Но и потом, подобные встречи – прекрасный повод увидеть своих друзей, товарищей по оружию. Ведь многие ветераны за 13 лет уже перезнакомились и даже дружат семьями. Конечно, в отличие от тех же американцев и британцев, наши граждане не приучены к излишней откровенности. Например, они не любят делиться своими переживаниями, а личные воспоминания зачастую лишены какой-либо эмоциональной окраски. От иностранца же запросто можно услышать: «Я думал, что конвой пойдет в Америку, а его отправили в Мурманск. Боже, да там с ума можно было сойти…». Но в остальном, препятствий к общению нет. Иногда бывает очень интересно послушать впечатления иностранных моряков о советских людях. Все они были в восторге от наших девушек, хотя их попытки заняться во время танцев обсуждением произведений Маркса и Энгельса явно не вызывали сочувствия у партнеров. Впрочем, нередко даже такие обсуждения перерастали в бурные романы с трагическим концом: межнациональные браки не вписывались в идеологическую канву нашего государства. Любовным драмам была даже посвящена книга Ольги Голубцовой, журналистки из Северодвинска под названием «Военная любовь по-английски». Она рассказывает о судьбах русских девушек, ставших женами британских моряков. Во время войны на их романы смотрели сквозь пальцы, однако после ее окончания между нашими странами вновь оказался железный занавес. Многие из возлюбленных английских моряков поплатились за свою первую любовь годами ГУЛАГа, и, насколько мне известно, только одной из них удалось уехать в Англию вместе со своим мужем...

 

 

- Правда ли, что даже правительство Великобритании долгое время не хотело официально признавать моряков- героев арктических конвоев?  

 


- У британцев есть закон, который запрещает им носить награды иностранных государств без специального разрешения, в том числе и полученных в годы войны награды СССР. А поскольку в Англии не было учреждено специальной медали за участие в Полярных конвоях, то получалось, что в течение несколько десятилетий их   боевые заслуги не получили официального признания. Та же история происходила с иностранными наградами, полученными нашими моряками. Их у них просто «изъяли», лишь немногие избежали этой участи. К сожалению некоторые ветераны до сих пор не могут доказать свое участие в событиях тех лет. В нашей организации состоит Лидия Григорьевна Ананьева, которая девчонкой в годы войны несколько лет проплавала в Баренцевом море на мобилизованном для военных нужд мотоботе. Однако ее документы были утрачены со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но это, кстати, беда не только российских ветеранов. Например, в США ветераны так называемых военных команд на торговых судах потратили немало сил для того, чтобы их признали участниками войны. А что касается гражданских моряков, то по тогдашним законам в случае потопления их судов, они переставали получать свое жалование. А те, кто побывал в России, в годы «охоты за ведьмами» испытывали большие проблемы с трудоустройством, поскольку оказались под подозрением в симпатиях к «большевикам». Как видите, история военно-экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции оказалась скользкой темой: с одной стороны были попытки приписать себе наибольший вклад в победу над фашизмом, с другой не хотелось упоминать о дружбе с теми, кто стал противником в годы холодной войны. Эта тема оказалась сложной и для историков, поскольку большая часть данных о поставках по ленд-лизу долгое время оставалась закрытой. По-моему на конференции в Рейкьявике, где присутствовали ветераны из России, Британии, Норвегии, Дании и даже из Австралии (они плавали на судах под британским флагом) мы впервые смогли услышать более-менее объективную информацию о реальном вкладе стран- союзников в организацию полярных конвоев. Например, мало кто знает об активном участии Норвегии. А ведь норвежский флот, особенно нефтеналивной, был одним из самых крупных перед началом войны! Еще меньше известно о том, что Исландия стала в годы войны авиационной базой, на которую базировались самолеты ВВС Канады, прикрывавшие конвои с воздуха и охотившиеся за германскими подлодками в Северной Атлантике. Несправедливо забыты и другие народы, представители которых плавали на судах союзников, а это настоящий интернационал -  голландцы, поляки, датчане, малайцы, китайцы, португальцы... Все воевали в одном строю, гибли вместе и спасались зачастую в одной шлюпке, но, почему-то об этих людях уже никто не вспоминает.

Многие события тех лет нуждаются в более объективной оценке. Такие, например, как трагическая судьба конвоя PQ- 17. Многими эта история трактуется излишне прямолинейно – британским Адмиралтейством было принято неверное решение, скорее всего продиктованное эгоистическими политическими соображениями, что привело к гибели 24 транспортов из 34. Но если проанализировать совокупность факторов, которые повлияли на это решение, то становится ясно, что процесс принятия этого трагического решения был намного сложнее и заслуживает более детального изучения.

 

 

Беседовала Алла Серова

 

 

 

 

Наша справка:

 

 

В соответствии с принятым конгрессом США законом о ленд- лизе (передача взаймы и в аренду), военно-стратегические грузы начали поставляться в СССР из США и Великобритании с августа 1941 года. Для организации поставок использовалось несколько направлений, однако самым опасным из них считалось Северное – с доставкой грузов в Мурманск, Архангельск и Молотовск (Северодвинск). В морских сражениях принимали участие сотни боевых кораблей, подводных лодок и самолетов Германии, а также флотов союзных стран – США, Великобритании, Канады, Свободной Франции, Норвегии, Польши. Всего за несколько лет в СССР было транспортировано военно-стратегических грузов на сумму более одного триллиона рублей (по сегодняшним ценам), однако часть из них (около 10%) была потеряна в ходе боевых столкновений с противником.